editorials



SWATCH против ROLEX

Июнь 2006


SWATCH против ROLEX


Swatch Group и Rolex в течение уже довольного длительного времени обмениваются любезностями. Мы пока еще воздерживаемся от того, чтобы называть вещи своими именами, но выскажем предположение, что в доселе относительно мирных отношениях между двумя гигантами часового мира возникла определенная напряженность.
Барабаны войны загремели в интервью, которое Ник Хайек-младший дал очень уважаемой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung. “Рост Rolex, похоже, замедлился, — заметил он и поторопился добавить: — Omega же, напротив, набирает силу”. Затем Ник открыл карты: “Наша цель ясна. В ближайшие три-четыре года мы хотим догнать и перегнать Rolex”. Это означает, что объемы продаж Omega должны будут подняться выше отметки в два миллиарда швейцарских франков — по мнению Ника Хайека, именно таков оборот Rolex. (По данным других источников, общий объем продаж Rolex колеблется между 2,2 и 2,5 миллиарда швейцарских франков, включая продажи другой торговой марки — Tudor.)
Rolex не стала терять времени и объявила о приобретении 46000 м2 земли в Бьенне, где с 2004 года функционирует ее центр по производству механизмов и где она намерена создать 1000 новых рабочих мест. Кроме того, Rolex только что закончила строительство трех гигантских зданий в Женеве — по слухам, они обошлись компании в миллиард швейцарских франков. Этот комплекс представляет собой поистине часовую крепость из самых современных материалов, единую огромную черную массу, тень которой дотягивается до соседнего “замка” — элегантной мануфактуры Patek Philippe. Кроме того, комплекс вместит и расширенную штаб-квартиру компании.
Следует ли считать откровенным вызовом планы Rolex касательно — города, где королем всегда был и намерен оставаться Николас Хайек? Последний через прессу объявил, что “средства массовой информации подняли слишком много шума” вокруг проекта, который он, тем не менее, считает, “положительным явлением”. При этом он тут же проинформировал о планах расширения своего присутствие в Бьенне: “Omega безудержно растет во всех направлениях. Swatch Group вот уже несколько месяцев присматривает для приобретения от 50000 до 70000 м2 земли”.
Несколькими неделями ранее в рамках SIHH Николас Хайек и его сын Ник с большой помпой открыли в центре Женевы “Город времени” — выставку часовой культуры и “посольство” сво- ей группы в самом сердце “вражеской территории”. Один их местных журналистов поддразнил Хайека: “Добро пожаловать в город Rolex”, но тот не оценил юмора и ответил: “Это швейцарский город, а мы — швейцарская компания”.
Вот так складывается ситуация на данный момент. Но эта публичная пикировка есть лишь внешнее проявление игры с колоссальными ставками. С точки зрения компаний, речь идет о занятии сильных позиций на новых рынках — прежде всего китайском, а также индийском и даже российском. “Omega контролирует 20% китайского рынка, — объясняет Ник Хайек, — в то время как Rolex удовлетворяется четырьмя процентами”. При этом он хочет еще увеличить объем продаж во время Олимпийских игр в Пекине. В завершении рассказа об этой борьбе приведем забавную историю. Omega — единственная торговая марка, пробравшаяся на километровую площадь Тяньаньмень и расположившаяся между Запретным городом и мавзолеем Мао. Как она этого добилась? Компания предложила Китаю огромные часы, отсчитывающие остающееся до начала Олимпийских игр время. Тысячи китайцев ежедневно выстраиваются в очередь, чтобы сфотографироваться на фоне этого нового украшения их столицы.
Пока два часовых гиганта обмениваются выпадами, несколько человек следят за этой борьбой с нескрываемым удовольствием. Еще бы! Они руководят бюро трудоустройства Бьенна.


Источник: журнал Europa Star июнь-июль 2006