Элегантность и роскошь ар-деко в кремле. Элегантность и роскошь ар деко

Главная / Косметика

В Музеях Московского Кремля - в Одностолпной палате Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звонницы- открылась выставка «Элегантность и роскошь ар-деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels». И если, например, отдельную экспозицию, посвященную дому Cartier, в Кремле уже показывали в 2007 году, а рассказывающую о модельере Поле Пуаре - в 2011-2012 годах, то гастроли коллекции женских нарядов эпохи ар-деко из Института костюма Киото проходят в России впервые - до 11 января. К тому же многое из этой одежды было отреставрировано специально к нынешнему показу и впервые покинуло Страну восходящего солнца и Институт Киото, входящий в четверку главных мировых музеев моды.

Своим названием стиль ар-деко обязан конкретному событию - выставке, хотя между ней и утверждением термина прошло почти сорок лет. В 1925 году в Париже состоялась Международная выставка современных декоративных искусств и художественной промышленности, откуда архитектор Ле Корбюзье и позаимствовал ар-деко, сокращенное от arts décoratifs. Но как имя нового стиля это словосочетание войдет в обиход только в середине 1960-х. Английский писатель Олдос Хаксли в 1930-м сказал, что современная «простота богата и роскошна», и в этом сочетании - один из ключевых признаков нового стиля. В моду ар-деко вошел благодаря кутюрье-реформатору Полю Пуаре -- он переосмыслил женский силуэт и еще в 1906-м избавил его от тисков корсета. Вместе с тем ар-деко как направление, уравнивавшее в правах изобразительное искусство с декоративным, обратилось в том числе к экзотике восточных культур. И в экспозиции есть придуманное Пуаре пальто из синего шелкового бархата, с вышивкой золотой нитью и бисером, которое надлежало носить, чуть спуская с плеч назад - как кимоно.

Мода на Японию шагала по Европе с конца XIX века и, разумеется, привела не только ко всевозможным стилизациям: например, кимоно и заказывали непосредственно из Японии, и в Музеи Кремля сейчас привезли домашнее платье из ало-оранжевого шелкового крепа, с цветочной вышивкой от лопаток до икр.

Однако ар-деко, подобно многим тяготеющим к синтезу стилям, делал заимствования из разных эпох. С одной стороны на выставке показывают черное газовое платье с золотистым орнаментом (кутюрье - Мадлен Вионне), созданное под впечатлением египетских орнаментов, всплеск моды на которые был вызван, в частности, раскопками гробницы Тутанхамона в 1922 году (под стать наряду здесь есть броши в египетском стиле фирм Cartier и Van Cleef & Arpels). А с другой окажется платье дома Boué Sœurs (сестер Сильвии и Жанны Буэ). Которое отчасти напомнит галантный век рококо. Пастельная розово-серая гамма, расшитая цветами треугольная вставка на отогнутом корсаже. И даже с нашитыми на плече и подоле идиллическими букетиками, фирменным знаком дома Буэ. А с третьей стороны будет robe de style, характерное и для Жанны Ланван, и в целом для ар-деко платье с пышной юбкой, вновь адресующее к нарядам XVIII века, но вместе с тем смело расшитое геометрическим узором, напоминающем об искусстве ацтеков. Описание «составных» этого вечернего платья занимает в каталоге три строчки: «шелковая тафта, кружево, шифон, бисер, стразы, блестки, кристаллы, ткачество, вышивка, плетение». Культура вещи одна из примет той эпохи - независимо от масштаба вещь сделана тщательно, как драгоценность, будь то брошь, серьги, платье или манто.

Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Потому и, в общем-то, крошечный (9*5,9*2,5) несессер Cartier внутри умудряется вместить несколько отделений, а снаружи, на крышке - китайскую вазу с пышным букетом. Для изготовления которого не поленились задействовать разноцветные эмали, кораллы, изумруды, сапфиры, а в основании этого самого сосуда и на ручке несессера есть еще и алмазы да бриллианты разных огранок. В общем, все «необходимое», если воспользоваться прямым переводом с французского слова «несессер». И ведь если учесть, что как раз в пору ар-деко ежедневный макияж стал обычным делом, тут действительно все самое нужное. Да что там, если целую витрину занимают каблуки для туфель, одинаковой формы и высоты, зато декорированные почти с ювелирной изощренностью.

Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Это выставка, где декоративно-прикладное искусство отражает «повадку», походку эпохи, ее приметы. В 119 вещах из Института костюма Киото, среди которых наряды, придуманные домами Пуаре, Шанель, Сестер Буэ и Сестер Калло, Фортуни, Ланван и еще в 80 аксессуарах, эскизах к ним, иллюстрациях из журналов и фотографиях. И если, скажем, прямые силуэты платьев просты, это компенсируется кружевом, вышивкой и причудливыми поясами. А в дополнение к таким силуэтам появляется шляпка-клош (от французского слова «колокол»), завершающий акцент в новом женском силуэте. Если женщины курили, то «оформлялось» это обстоятельство зажигалкой Cartier (кресало со спичкой) - с полосками золота и бордовой эмали, с венчающим спичку ониксом. А если флэпперы стали носить короткие стрижки, для них придумали надевавшиеся на лоб будто повязка бандо, но платиновые и щедро усыпанные драгоценными камнями. В залах все это перемежается цветными иллюстрациями из модных изданий, эти картинки часто делались как сюжетные зарисовки сладкой жизни. Есть среди них и «Суд Париса» (во французском оригинале с игрой слов: Paris - Париж). Сидящий к зрителю спиной господин с перстнем на одной руке и с яблоком в другой выбирает между трех нарядившихся по последней моде красоток.

В Музеях Московского Кремля проходит выставка «Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels». Впервые в России показана коллекция женской одежды европейских домов высокой моды эпохи ар деко из собрания Института костюма города Киото (Япония). Кроме того, посетители увидят украшения 10х-30х гг. ХХ века выдающихся ювелирных домов и оригинальные фотографии из архивов.

В Одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля развернулась экспозиция, ярко отражающая идеалы красоты эпохи ар деко. Здесь представлены образцы женской одежды из Института костюма Киото, значительная часть которых была специально отреставрирована для проекта и впервые покинула Японию и пределы Института. Среди экспонатов — вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев, которые появляются в женском гардеробе в эпоху ар деко под названием «роб де стиль» (robedestyle).

На выставке представлено 119 экспонатов из Института костюма Киото и ювелирные произведения Cartier и Van Cleef & Arpels (34 и 24 соответственно), а также 20 оригинальных эскизов и фотографий из архива компании Cartier. Все драгоценности были созданы в 1910-1930-х гг. и представляют собой как первые и очень редкие произведения, выполненные в ранней стилистике ар деко, так и уникальные экстравагантные украшения более позднего периода.

К выставочному проекту приурочена специальная образовательная и культурная программа. Так, с 10 по 24 октября 2016 года в Оружейной палате пройдет III Международный музыкальный фестиваль «Посольские дары». Среди участников — прославленные коллективы и музыканты из России, Италии, Японии и Польши. Фестиваль порадует публику уникальной программой из четырёх концертов, каждый из которых представляет собой самостоятельный эксклюзивный проект: гала-концерты «Миры Сергея Дягилева. Русские сезоны» и «Музыкальная Европа эпохи ар деко», а также монографический проект «Игорь Стравинский — классик авангарда» и джазовый концерт Jazz Age. В залах Оружейной палаты прозвучат как широко известные, так и редко исполняемые произведения.


В рамках выставки в Лектории Музеев Московского Кремля пройдет лекционный цикл «От ар нуво к ар деко» и программы для детей и взрослых, такие как «Ар деко. Архитектура и дизайн Европы и Америки в 1920–1930е годы», «Мир кино и моды первой половины XX века», а также творческие занятия для детей с родителями «Шляпка, туфли, ридикюль».

Издательством Музеев Московского Кремля подготовлен иллюстрированный каталог, куда вошли статьи кураторов выставки от музея и Института костюма Киото и каталожные описания. Статьи посвящены моде и ювелирному искусству эпохи ар деко, а также влиянию японского искусства на стилистику модной иллюстрации этого периода.

Специально к выставочному проекту выпущена коллекция сувенирной продукции. В ней представлено 14 изделий в стилистике ар деко — от закладок для книг и постеров до сумок и шарфов. Модные иллюстрации воспроизведены на постерах и текстильных сумках, орнаменты эпохи использованы в оригинальном дизайне аксессуаров.

Выставка «Элегантность и роскошь Ар Деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels», которая откроется в конце сентября в Музеях Московского Кремля, один из поводов ждать осень не с грустью, а с восхищением. Впервые в России будет показана коллекция женской одежды европейских домов высокой моды эпохи Ар Деко из собрания Института костюма города Киото (Япония), а также украшения 10х-30х гг. ХХ века выдающихся ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels вместе с оригинальными эскизами и фотографиями из архивов. Кроме того к выставке будет приурочен цикл лекций «От Ар Нуво до Ар Деко».

Ар Деко — удивительное художественное и социокультурное явление XX столетия: этот стиль яркой творческой фантазии, вдохновленный европейской классикой и модернизмом, культурой древних цивилизаций, народными традициями и бурным развитием технологического прогресса, отразился на всех видах искусства в 1920–1930-е гг. и не у и не утратил своей актуальности до сих пор.
Социокультурная роль женщины в эпоху ар деко становилась все более значимой, яркой и динамичной. Силуэты женских туалетов менялись, стремясь к свободным формам, дамы коротко стригли волосы, пользовались косметикой, курили, что неминуемо отразилось на эстетике ювелирных украшений и появлении новых типов драгоценных аксессуаров.

Коллекция Института костюма Киото. Фото © Такаси Хатакэяма
Пальто, Поль Пуаре, Франция, около 1925 г. Шелковый бархат, золотная нить, бисер; ткачество, вышивка.
Платье, Модный дом «Сестры Калло», Франция, зима 1922 г., Узорная парча, бисер, кисти; ткачество, вышивка бисером, плетение.
Вечернее платье, Модный дом «Ланвэн», Франция, около 1925 г., Шелковая тафта, кружево, шифон, бисер, стразы, блестки, кристаллы; ткачество, вышивка, плетение.

В Одностолпной палате Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звонницы будет представлено 119 экспонатов из Института костюма Киото и ювелирные произведения Cartier и Van Cleef & Arpels (34 и 24 соответственно), а также 20 оригинальных эскизов и фотографий из архива компании Cartier.

Среди экспонатов, значительная часть которых была специально отреставрирована для проекта и впервые покинет Японию и пределы Института, вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев, которые появляются в женском гардеробе в эпоху Ар Деко под названием «роб де стиль» (robe de style). Институт костюма Киото входит в четверку лучших музеев моды в мире и владеет редчайшей коллекцией женского платья и аксессуаров выдающихся европейских фирм и модельеров первой трети XX века, таких как Шанель, Ворт, Пуаре, Люсиль, Пакен, Сестры Калло, Ланвeн, Сестры Буе, Фортуни, и др. Именно эти модные дома, избрав в начале XX века новое современное направление в искусстве создания костюма, определили перспективы его развития вплоть до настоящего времени.


Автохромная фотография, Cartier, Париж, 1923 г., Факсимиле автохрома (серебряно-желатиновая печать на стекле). На восковом манекене представлена диадема-бандо, выполненная из платины, изумрудов, жемчуга и бриллиантов.
Несессер «Китайская ваза», Cartier, Париж, 1927 г., Золото, платина, оникс (корпус), изумруды, сапфиры, коралл, бриллианты, алмазы огранки «роза», бежевая, красная, белая, зеленая, желтая и черная эмаль.

Музеи Московского Кремля избрали тот же способ демонстрации, что и Луи Картье и Жанны Ланвен в павильоне «Элегантность» на выставке 1925 г. в Париже – Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes, которая впоследствии дала название стилю Ар Деко, когда одежда и украшения впервые были представлены как единый ансамбль. Элегантные костюмы на выставке будут дополнены изысканными и роскошными украшениями легендарных французских ювелирных домов.


Колье-воротник, Van Cleef & Arpels, Париж, 1929 г., Платина, изумруды, бриллианты.
Пудреница «Синий поезд», Van Cleef & Arpels, Париж, около 1931 г., Платина, изумруды, сапфиры, бриллианты.

Расписание лекций:

6 Ноябрь 2016 — Покорение Европы. Ар Нуво в произведениях немецких и итальянских мастеров (лекция)

Информация и фото — kreml.ru

Вечерние и повседневные наряды

от Коко Шанель или Поля Пуаре, утонченные шляпки от модных в начале прошлого века итальянских домов, изысканные ювелирные украшения и аксессуары - выставка понравится и просто любителям той эпохи, и модным экспертам.

Одежда - одно из важнейших проявлений нашего бытия, полагают - и вполне справедливо - в Институте костюма Киото. Специалисты института знают, о чем говорят: на протяжении многих лет они могли изучать предметы своей коллекции одежды, считающейся одной из крупнейших в мире. В институте собрана действительно широчайшая подборка исторических костюмов, обуви и модных аксессуаров с XVIII века до наших дней.

Так что когда стало известно о том, что в Москве открывается выставка, на которой - впервые в России! - будет показана коллекция женской одежды европейских домов высокой моды эпохи ар-деко из собрания киотского института, многие столичные модники, дизайнеры и модные эксперты отправились в Музеи Московского Кремля для детального осмотра.

Почему для экспозиции была выбрана тема ар-деко? Как рассказали нам на открытии выставки ее кураторы, Музеи Московского Кремля решили обратиться к ар-деко как удивительному художественному и социокультурному явлению XX столетия: этот стиль яркой творческой фантазии, вдохновленный европейской классикой и модернизмом, культурой древних цивилизаций, народными традициями и бурным развитием технологического прогресса, отразился на всех видах искусства в 1920–1930-е гг. и не утратил своей актуальности до сих пор.

Обращение именно к женской одежде тоже вполне объяснимо. В эпоху ар-деко социокультурная роль женщины стала более значимой, яркой и динамичной. Силуэты женских туалетов менялись, стремясь к свободным формам, дамы коротко стригли волосы, пользовались косметикой, что неминуемо отразилось на эстетике ювелирных украшений и появлении новых типов драгоценных аксессуаров. Интересно, что большая часть представленных на выставке образцов была специально отреставрирована для этого проекта и впервые покинула Японию и пределы института. Среди экспонатов - вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев, которые появляются в женском гардеробе в эпоху ар-деко под названием robe de style (стильные платья).

Завораживают и потрясающие украшения 1910-1930-х гг. ХХ века, предоставленные партнерами выставки, ювелирными домами Cartier и Van Cleef & Arpels, вместе с оригинальными эскизами и фотографиями из их архивов. Впервые одежда и украшения как единый ансамбль были представлены по инициативе Луи Картье и Жанны Ланвен в павильоне «Элегантность» на выставке Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes (1925 г.) в Париже - собственно, она и дала впоследствии название стилю ар-деко.

Детали от Posta-Magazine
Выставка работает до 11 января 2017 г.
http://www.kreml.ru/

Музеи Кремля открывают долгожданную выставку, подготовка к которой длилась несколько лет. Институт костюма Киото, основанный в 1978 году, впервые привозит из Японии в Россию коллекцию женской одежды европейских домов высокой моды. Акцент сделан на стиле между двух войн - ар-деко .

Оказавший воздействие на мир изящных искусств и современного дизайна, затронув буквально все его сферы, от архитектуры до бытовых предметов, вдохновленный модерном и модернизмом, культурой африканских племен, ар-деко не сдает позиций, оставаясь по-прежнему актуальным. Внимание сфокусировано именно на этом последнем мировом стиле, приметы которого демонстрируются через яркие и динамичные силуэты женских туалетов и изысканные украшения 1910-х - 1930-х годов, предоставленные ювелирными домами Cartier и Van Cleef & Arpels .

В Одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы покажут извлеченные из архива Института Киото , входящего в четверку лучших музеев моды, вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли. Зритель познакомится с особой разновидностью платьев из женского гардероба эпохи ар-деко, известных как «роб де стиль», и романтическими «бельевыми» нарядами из тончайших тканей с нежнейшими вставками. Увлечение японизмом, возникшее после выставок начала ХХ cтолетия, отразилось на спускающемся с плеч домашнем платье и цельнокройных пальто, смахивающих на кимоно.

Пальто дизайна Поля Пуаре | Традиционное домашнее платье
Франция, около 1925 | Япония, 1900-е

Фото: Такаси Хатакэяма

В парадном придворном платье со шлейфом Уиллия Пейдж, супруга американского посла в Британии Уолтера Пейджа, была представлена королю Георгу V и королеве Марии в Сент-Джеймсском дворце 14 февраля 1914 года. Этот мемориальный наряд приезжает в Москву.

Парадное придворное платье со шлейфом
Франция, 1914
Модный дом Worth
Коллекция Института костюма Киото
Фото: Такаси Хатакэяма

Коллекция Van Cleef & Arpels предоставляет экспонат с любопытной историей, а именно платиновую пудреницу «Синий поезд» из несессера, усыпанного изумрудами, сапфирами и бриллиантами, который господин Барнато, председатель правления концерна Bentley, заказал в 1931 году в подарок жене в ознаменование выигранного им пари. Барнато добрался от Канн до Парижа быстрее, чем «Синий поезд», ходивший по этому маршруту.

Пудреница «Синий поезд»
Париж, ок. 1931
Коллекция Van Cleef & Arpels

Колье-воротник от Van Cleef & Arpels - прекрасный образец модернистской эстетики ар-деко, где были использованы не только бриллианты с разнообразной огранкой, но и десять колумбийских изумрудов весом 165 карат. Вещица принадлежала египетской принцессе Фаизе, дочери египетского короля Фуада I.

Колье-воротник
Париж, 1929
Коллекция Van Cleef & Arpels

Кураторы вспомнили знаменитую парижскую Международную выставку современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, впоследствии давшую название стилю ар-деко. Как раз тогда Луи Картье и Жанна Ланвен впервые представили одежду и украшения как единый ансамбль. Та же концепция легла в основу проекта в Музеях Кремля.

© 2024 europastarwatch.ru -- Личностный рост. Любовь. Отношения. Семья. Спорт