Психологический портрет ребенка дошкольного возраста презентация на тему. Теоретические основы воспитания старшего дошкольника Проблемы диагностики уровня достижений детей в ДОУ

Главная / Материнство

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В дошкольном возрасте у детей запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Особенности поэтапного развития различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

На основании данного психологического портрета дошкольника от рождения к концу старшего дошкольного возраста он обладает определенными чертами, которые являются основными характеристиками данного возрастного этапа и формируют условия перехода на следующую ступень развития ребенка. Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Детский интеллект уже в старшем дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. К концу старшего дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей гендерной идентичности.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальной обусловленностью развития каждого ребенка. Можно привести ряд психологических характеристик старших дошкольников, но все они будут описывать конкретного индивида и характеризовать определенные личностные качества ребенка. Однако, данная характеристика тенденций общего развития дошкольника, вплоть до старшего дошкольного возраста позволила определить уровень развития каждого из познавательных процессов, которого достигает старший дошкольник в своем развитии. Поэтапность развития познавательной и поведенческой сфер дошкольника позволил проследить переход от одних видов к другим и уровень, на котором находится старший дошкольник в своем развитии. Учет характерологических черт и типичных психологических портретов личности старшего дошкольника позволяет определить зону ближайшего развития ребенка и его готовность к обучению в школе. Таким образом, для педагогической и психологической практики данное знание является основополагающим для построения работы с ребенком старшего дошкольного возраста.

6.Системы дошкольного образования РФ.

В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации и демократизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании». В документах отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности общества, государства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе».
С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка включает следующие аспекты:
- возможность посещения образовательного учреждения;
- создание условий для образовательной деятельности;
- содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами.
- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.
Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, Нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.
В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений, Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования. Возможно, для некоторой, небольшой части населения России идея ваучеризации образования приемлема. Но аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Поэтому главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям.
В соответствии с Типовым положением система дошкольных образовательных учреждений включает следующие виды:
Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур.
Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.
Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило, связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа).
Однако, все виды дошкольных образовательных учреждений, реализуя задачи воспитания и обучения детей, опираются на принципы светскости образования.
В специальном разделе Типового положения разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии (разрешения). В соответствии с законом РФ «Об образовании» (статья 13) и на основании Типового положения о ДОУ каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав - это документ, определяющий работу учреждения, цели и задачи, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В Уставе определяются права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса, дополнительные платные образовательные услуги.
В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения, то есть в Типовом положении предлагается порядок комплектования ДОУ, количественный состав групп, их наполняемость в зависимости от возраста.
В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (или лица, их заменяющие), педагогические работники. Родительский договор регулирует отношения между ДОУ и родителями. Педагогическая ценность данного раздела Типового положения заключается в том, что здесь четко определены стилевые отношения между ребенком и педагогом.
Эти отношения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании. На основании статьи 53 Закона РФ «Об образовании» к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниями, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.
Статья 55 Закона РФ определяет права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений. Устав детского сада, трудовой договор (контракт) эти положения конкретизируют (например, пед. работник не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеет право на длительный отпуск сроком до одного года).

Все работники ДОУ проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) проходят аттестацию через три года работы. В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» Типового положения записано, что общее руководство осуществляет Совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяется Уставом ДОУ. Непосредственное руководство деятельностью ДОУ осуществляет заведующий. Таким образом, система дошкольного образования базируется на принципах государственной политики в области образования, имеет нормативно-правовую основу. Данная система реализует потребность общества в воспитании и развитии детей с раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение, выполняя разнообразные функции своей деятельности, несут ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности государственному образовательному стандарту.
Стандарт (в переводе с английского - образец, основа, мерило) включает федеральный и национально-региональный компоненты (статья 7 Закона РФ «Об образовании». Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Разработка образовательного стандарта для ДОУ началась в начале 90-х годов (Р.Б.Стеркина).
Сегодня временный государственный образовательный стандарт дошкольного образования спроектирован как система государственных требований к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей. В Проекте гос. стандарта содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям: физическое, познавательно-речевое, специально-личностное, художественно-эстетическое. Данное содержание реализуется в той или иной образовательной программе.
Среди требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, выделяются две группы - содержательные и личностные.
Требования первой группы (содержательные) соотносятся с определенными предметными областями и ориентируют специалиста на отбор определенного содержания дошкольного образования (например, в области естественных наук, экологии, здоровья - взрослые создают возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле). Требования второй группы (личностные) задают ориентиры характера взаимодействия педагогов с ребенком и направлены на развитие его социально-личностных качеств (любознательности, инициативности, самостоятельности, интереса и т.п.).
Данные требования позволяют установить психолого-педагогическую последовательность в реализации содержания, форм, методов.
Федеральный компонент стандарта выступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования. Федеральный компонент гос. стандарта создает единство образовательного пространства на территории Российской федерации, регулирует качество данного образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.
Национальный региональный компонент государственного образовательного стандарта отражает социально-экономические; национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности области (региона). Данный компонент дополняет обязательный минимум содержания образовательной программы, реализует в ДОУ. Дополнение должно быть органичным и естественным образом вписываться в основную образовательную программу учреждения. Примером реализации национально-регионального компонента может быть региональная образовательная программа для дошкольников «Наш дом - Южный Урал», построенная на идеях народной педагогики, которые являются гуманистическими по содержанию и универсальными по использованию.
В настоящее время на территории РФ в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации, №03-51-142 ин/23003 п. О новых актуальных программах по дошкольному образованию действуют следующие программы: «Радуга», «Развитие», «Детство», «Школа 2100», «Одаренный ребенок», «Истоки», «Из детства - в отрочество», «Золотой ключик», «Сообщество», «Кроха» и др. Качество программ и педагогических технологий обеспечивается Федеральным экспертным советом.
В Концепции модернизации российского образования выдвигается задача обеспечения качестваобразования, в том числе и дошкольного.

С обновлением содержания дошкольного образования связано повышение его качества. Обновление содержания требует как позитивного опыта организации образовательного процесса ДОУ, так и критического отклонения негативных тенденций, сложившихся в дошкольной образовательной системе.
Основные подходы к обновлению и отбору содержания дошкольного уровня образования раскрыта в статье Л.А.Парамоновой.
По мнению автора современное базисное содержание дошкольного уровня образования должно отбираться и выстраиваться по следующим принципам:
- развивающий характер образования, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка;
- системный характер образования (обеспечение взаимосвязи объектов и явлений, познаваемых ребенком и выступающих в системе);
- интегративный характер образования (развитие детей на основе чувственного и рационального познания их уровня, соответствующем их возрасту;
- мультикультурный характер воспитания (приобщение детей как к собственной культуре и традициям, так и культуре других народов, воспитание чувства толерантности, терпимости к мнению других, умения цивилизованно выражать свое несогласие, недовольство, обиду);
- деятельностный характер образования (обеспечение различных видов деятельности, самой деятельности в развитии, ее основных компонентов: цель, выбор средства, нахождение способов, контроль и др.);
- здоровье сберегающий характер (формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях спортом, обеспечение здоровье сберегающей среды).
В статьях Т.М.Бабуновой, В.И.Турченко основными направлениями развития системы дошкольного образования на современном этапе является переход к личностью - ориентированному взаимодействию, персонифицированному подходу, уважение личности ребенка, его правам, создание условий для развития субъектной позиции ребенка в различных видах деятельности.
Реализация идей интеграции как путь обновления содержания и методой дошкольного образования отражена в статье Г.М.Киселевой, Ю.Н.Рюминой. С.М.Зыряновой.
Интегративный подход предполагает формирование представлений о целостной картине мира, в его основе лежат взаимосвязи естественно-научные, эстетические, социальные и логико - математические. Интеграция делает процесс усвоения содержания образования небольшим по объему, но емким, глубоким (Л.М.Кларина). Принцип интеграции хорошо реализован в образовательной программе «Детство».
Таким образом, содержание дошкольного образования является системообразующим элементом, отражающим социальные, экономические, педагогические изменения в жизни общества.
В системе содержания уровня дошкольного образования большое значение имеют социально-личностные качества, которые определяют все стороны развития ребенка.
Подробнее о специфике реализации социально-личностного развития детей, как базового компонента содержания образования, можно познакомиться в учебно-методическом пособии Т.М.Бабуновой, Е.С.Бабуновой, Л.В.Градусовой.
Отечественная система дошкольного образования во многом является уникальной: по желанию родителей в детском саду ребенок может находиться целый день (12-и часовое пребывание) или круглосуточно. Образовательный процесс осуществляется педагогами, медицинскими работниками, при этом родители оплачивают лишь 20 % от общей стоимости содержания детей.
Содержание расходов на содержание дошкольных образовательных учреждений между бюджетом и родителями рассматривается, в основном, как управленческая проблема (Е.С.Комарова). Однако данная социально-экономическая ситуация может быть рассмотрена и как социально-педагогическая.
Учитывая проект Указа Президента РФ «О гарантиях права граждан на получение дошкольного образования» и проект постановления Правительства РФ «О мерах по сохранению и развитию системы дошкольного образования», «О создании Совета по дошкольному образованию) начат всероссийский эксперимент по организации новых форм дошкольного воспитания на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду. Результаты данного эксперимента обобщены в книге «Приглашает детский сад».
Здесь представлены модели кратковременного пребывания детей (организация группы выходного дня; адаптационные группы; группы, ориентированные на подготовку к школе). Описание новых форм системы дошкольного образования дается в статье О.М.Мухаметшиной (см. Мухаметшина О.М. Некоторые аспекты нормативно-правового и организационно - методического обеспечения работы Магнитогорского Управления образованием по развитию новых форм дошкольного образования// Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. В городе Магнитогорске работают в системе дошкольного образования детские сады для детей с различными нарушениями здоровья, социальной поддержки для детей из малообеспеченных семей, для музыкально одаренных детей, раннего интеллектуального развития, юных хоккеистов.
Многообразие путей обновления содержания системы дошкольного образования ставит вопрос о совершенствовании подготовки педагогических кадров, реализации творческой активности педагогов ДОУ, формировании личностных качеств под углом зрения идей гуманистической психологии и педагогики. Педагогический потенциал воспитателя, его ориентация на личность каждого ребенка, повышение профессиональной компетентности, принятие позиции активного самовоспитания и самообразования, развитие педагогической рефлексивности и мышления является ресурсами развития и модернизации системы дошкольного образования.

7.История создания программы: первый проект программы 1932 г. «Руководство для воспитателя детского сада.» (1938, 46, 53) «Типовая программа воспитания и обучения детей доу» 1984 г. Обновление дошкольного образования в 90-х годах 20 в .

Первый проект программы работы ДУ был издан в 1932 г. Проект состоял из двух частей:

I - по видам деятельности детей (общественно-политическое воспитание в дошкольном учреждении, трудовое воспитание, физическое воспитание, музыкально-двигательная работа, изобразительная деятельность, математика, грамота).

П - по ""организующим моментам". Это было основой для планирования. Для каждой возрастной группы было предусмотрено на год 16 "организующих моментов", продолжительностью от 12 до 25 дней, в зависимости от объема.

Каждый "организующий момент" включал в себя следующее:

Методическую записку, в которой конкретно перечислялось, какие сведения из всех разделов программы "по видам деятельности" должны прорабатываться в данный период времени;

Текущая программная работа и ее продолжительность;

Общественно-педагогическая работа, включавшая в себя беседы для родителей, консультации, контакты со школой и т. д.

Это была первая попытка определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Однако в ней недостаточно учитывались возрастные особенности и возможности детей, программа была перегружена познавательным материалом, особенно "Общественно-политическое воспитание", не отводилось должного места игре и развитию речи, тематика организующих моментов и длительность их проработки одинаковы для всех групп, что свидетельствует о недостаточном учете еоэножност й и интересов детей разных возрастов.

"Проект" оказал определенное влияние на изданные в Белоруссии в течение 1932-33 г. т. н. ориентировочные годичные и квартальные программы: "Тыпавая праграма дашкольных устаноу" (Мн., 1932), "Праграмы i змест работы дашкольных устакоу на асеннi квартал" (Мн., 1932)„…на зiмовы квартал"(Мн., 1933) и т. д., "Праграма па грамацка-палiтычным выхаваннi для дашкольных устаноу" Мн., 1933.

Программно-методические указания "Руководство для воспитателя детского сада" (1938 г.) включали введение и семь глав: "Физическое воспитание", "Игра", "Развитие речи", "Рисование", "Лепка и занятия с другими материалами", "Музыкальное воспитание", "Знакомство с природой и развитие первоначальных математических представлений". Полностью были сняты разделы "Общественное воспитание", "Занятия по чтению и письму". В целом, при ориентации на более активную роль педагога в воспитательном процессе, задачи воспитания. по новому "Руководству..." давали больше возможностей в планировании работы и выборе методов и средств. В соответствии с этим "Руководством" вводились в режим дня сада "обязательные занятия". В дополнение "Руководства" выпущены методические письма "Творческие игры в детском саду", "Работа детского сада с семьей" и т. д.

В "Руководстве для воспитателя детского сада" (1953 г.) почти все содержание умственного и эстетического воспитания осуществлялось на занятиях. Это приводило к тому, что воспитательная работа вне занятий была односторонней, так как дети, по существу, были предоставлены сами себе.

В 1938г. вышли «Руководство для воспитателя детского сада» и «Устав детского сада», в которых усиливалась роль педагога в воспитании детей, в противовес идеям свободного воспитания, имевшим широкое распространение в стране в середине 30-х годов. К составлению и обсуждению этих документов был привлечен широкий актив воспитателей, методистов, научных работников. Непосредственное участие в создании этих документов принимала Н.К. Крупская.
Создание новой «Типовой программы обучения и воспитания в детском саду» (1984 под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддьякова) обусловлено закономерной необходимостью: социальным развитием общества, достижениями педагогической науки, требованиями «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Программа разрабатывалась НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному воспитанию. В подготовке этой программы принимали участие Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Р.И. Жуковская, В.А. Запорожец, Т.С. Комарова, Ф.Н. Левин-Щирина, А.М. Леушина, Т.М. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пиньевская, Н.П. Сакулина, Ф.А. Сохин, А.В. Суровцева, А.П. Усова и др. исследователи в области дошкольного воспитания.

8.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования на современном этапе

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ«Центр развития ребенка – детский сад Алёнушка» г.Заводоуковск разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года). Программа обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе. В ней учтены концептуальные положения, используемые в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011г., Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПин» 2.4.3049- 13).

Программа сформирована на основе психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Цель программы: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной экологической среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи реализации Программы:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
определение направлений для систематического социального взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного учреждения. Обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывает интересы и потребности детей и родителей, воспитанников, приоритетные направления и культурно-образовательные традиции. Содержание программы направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение укрепление здоровья детей.

Программа реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в детском саду. Содержание воспитательно-образовательной деятельности включает интеграцию образовательных областей «Физическое развитие», "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Худоественно-эстетическое развитие", которые обеспечивают разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются, интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Построение образовательного процесса в содержании рабочей программы основано на комплексно-тематическом планирование. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих направлений деятельности ДОУ:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Тюменскую область;
- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.

Овладев знаниями об истории Тюменского края, ребенок узнает историю своего региона, у него формируется чувство любви к своей малой родине с ее далеким прошлым. Он приобретает умение относиться к животным и растениям, узнает, как собирать лекарственные растения, как заваривать чай. Ребенок знакомится с фольклором, традициями и обычаями родного края. Он учится понимать себя как часть общества. Это определяет его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.

В основную программу включена также Программа развития логического мышления посредством обучения игре шахматы, так как обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству многим детям некоммуникативного типа. Программа «Мудрецы» включает в себя совокупность образовательных задач, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Определены основные педагогические технологии в работе с детьми:

· игровая технология;

· технология проектного обучения;

· педагогика сотрудничества;

· проблемное обучение;

· традиционное обучение;

· технология социализации;

· технология уровневого обучения.

Общий объем Программы рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

Самостоятельную деятельность детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Лена Свидрик
Портрет дошкольника

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6-7 лет. В нем выделяют три основных периода:

Младший дошкольный возраст (3 - 4 года)

Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет)

Старший дошкольный возраст (5 - 6-7 лет)

А. Н. Леонтьев говорил о том, что каждый период развития определяется ведущей деятельностью, которая создает условия для психического развития ребенка и обеспечивает переход к новому возрастному этапу и новой ведущей деятельности.

Д. Б. Эльконин говорил о том, что переход от одного периода развития к другому означает переход от одной ведущей деятельности к другой. Автор говорит о направленности ребенка на мир людей, мир вещей, это и определяет психическое развитие, состоящее из отдельных периодов.

Л. С. Выготский говорит о том, что детство строится по определенным логическим законам, которые определяются периодизацией психического и личностного развития, которые отличаются друг от друга.

Период дошкольного детства связан с изменением условий психического развития ребенка.

Ребенок выходит за границы семьи и устанавливает отношения с миром взрослых, где существуют определенные законы и правила. В этот период ребенок начинает соотносить себя с взрослыми, а, следовательно, меняются его отношения с ними. У взрослых увеличиваются требования к ребенку. Например, соблюдение правил и норм поведения в обществе. Так же взрослый организует познавательную деятельность ребенка дошкольного возраста, которая в свою очередь, развивает его память, речь, мышление, воображение, восприятие, внимание, волю в таких видах деятельности, как игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, труд. Часто именно взрослый является инициатором и организатором совместной деятельности малыша с взрослыми, или малыша со сверстниками.

Какой бы деятельностью ребенок не занимался, она должна вызывать яркие эмоции , иначе ребенок быстро потеряет свой интерес к ней. И конечно, должна присутствовать мотивация . Например – получение награды, похвала, что считается сильной мотивацией, а вот наказание считается более слабой мотивацией, еще слабее – это собственное обещание ребенка, которое требовать от него просто бесполезно. А вот если ребенку что-либо запрещать, ничем не мотивируя это, то с уверенностью можно сказать, что это бесполезное занятие.

Меняется и отношение ребенка к взрослому. Взрослый считается образцом для подражания, а, следовательно, ребенок копирует его во всем. Ребенок ждет от взрослого положительной оценки своих действий, и это происходит на протяжении всего дошкольного периода. Все это влияет на самооценку ребенка.

Ребенок учиться вести себя в обществе правильно, согласно определенным моральным принципам, он учиться оценивать поступки не только других людей или литературных героев, но и свои собственные.

Самооценка появляется на основе эмоциональной самооценки «Я хороший» и оценки чужого поведения.

В дошкольном возрасте меняется так же отношения ребенка со сверстниками , возникает потребность в общении друг с другом. Ребенку теперь приходится считаться с другими, при выполнении какой-либо совместной деятельности, он должен уступать или отстаивать свою точку зрения. Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным причинам. Если в раннем детстве ребенок выражал свои эмоции бурно (бросание на пол, крики, истерика, то в дошкольном – становится более сдержанным. Но активность при этом не снижается, и к концу дня ребенок сильно утомляется. «…общение со сверстниками создает условия для развития творческого, самобытного начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию в защите своих достижений». Ребенок в этом возрасте начинает осознавать свои переживания, что выражается в таких словах, как «я рад», «я огорчен», «я сердит».

В дошкольном возрасте важным становится статус в группе сверстников. Степень этого статуса зависит от особенностей поведения и форм общения с другими детьми, его знаний, умений, умственного развития.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми видами деятельности , что определяет его дальнейшее развитие. Первоначально ребенок овладевает предметной деятельностью, дальше – игра, труд, учение.

Ж. Пиаже говорил о том, что ребенок это не маленький взрослый, по сравнению с взрослым – он другой.

Ребенок еще не может учиться по программе взрослого, а, следовательно, вся учебно-развивающая деятельность связана с игрой. Игра – есть уникальный способ воспитания и развития дошкольника. Она становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В ней у ребенка развивается воображение, развивается речь, память, воля. Следовательно, игра обеспечивает ребенку развитие личностной и познавательной сферы его психики.

В первую очередь, такой вид деятельности интересен самому ребенку. Не мало важным считается и то, что ребенок добровольно выполняет то или иное задание. А для того, чтобы вызвать интерес, важно научить ребенка играть, и только после этого он сможет развивать себя в игре.

На разном возрастном этапе, игра имеет свое отличительное содержание:

1. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий, которые не направлены на человека и не имеют никакого сюжета.

2. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры являются отношения между людьми, ребенок играет определенную роль.

3. В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли.

Большую роль оказывает игра на развитие речи. Увеличивается словарный запас ребенка.

Ребенок начинает осознавать себя как мальчика (на четвертом году жизни) или как девочку (на третьем году жизни, и приобретает соответствующее поведение. Мальчики стараются быть сильными, не плакать, а девочки – аккуратными. Начинается осознание себя во времени. В 6 лет ребенок помнит свое прошлое, осознает настоящее, и представляет себя в будущем.

Ребенок в данном возрасте осознает смысл и овладевает техникой рисования, лепки, аппликации, конструирования, а, следовательно, расширяются его представления об окружающем мире.

Труд детей формирует их самостоятельность. Разнообразные занятия развивают их любознательность, расширяют знания о мире, других людях, самих себе.

Так, в дошкольном возрасте возникает разнообразие видов детской деятельности, реализующих усложнившиеся потребности ребенка и создающих условия для перехода его на новую ступень развития.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста, и считается центральным новообразованием.

Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти. У младших школьников память непроизвольная – то есть те события, которые вызвали в нем эмоции, непроизвольно запоминаются. В середине дошкольного возраста формируется произвольная память, то есть ребенок осознанно запоминает что-либо.

Тесно связано мышление и восприятие, а, следовательно, преобладает наглядно-образное мышление.

Круг общения расширяется, ребенок начинает посещать различные общественные места, общаться не только с взрослыми, но и со сверстниками, что не маловажно для его развития.

Все это происходит при помощи взрослого, что говорит о том, что мир взрослых остается значимым фактором, определяющим психологические особенности ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. М. : Академический проект; Гаудемаус, 2005. 256с.

2. Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками / исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М. : 1989. с. 74-75

3. Мандель Б. Р. Психология развития. М. : Директ-Медиа, 2015. 743с.

4. Смирнова Е. О. Детская психология. М. : ВЛАДОС, 2008. 366с.

Современный ребенок - какой он?

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который детипрошлого века проходили перед поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7-8 лет). а это влечет за собой пересмотр методов обучения в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики - четырьмя. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги дошкольных учреждений "нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.

Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это "наслушанность", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.

У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е.О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.

Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых "середнячков". Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения.

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами.

Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с суперспособностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.

У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.

Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребёнка искажена.

Серьёзную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д.Б. Эльконину игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат - снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.

Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д.И. Фельдштейн называет ориентацию общества, и соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог - "омоложение" болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных неудач", происходящего в следствии переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка.

Обобщив фундаментальные исследования последних лет, академик Д.И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у детей:

  • - резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;
  • - рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;
  • - уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы;
  • - снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;
  • - недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость мозговых структур;
  • - значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;
  • - рост "экранной" зависимости;
  • - ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;
  • - увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
  • - снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;
  • - ассенизация телосложения и снижение мышечной силы;
  • - рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;
  • - рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • - увеличение численности одаренных детей.

Современные дети инициативные информированные раскованные любознательные талантливые самостоятельные эрудированные обладают чувством собственного достоинства обладают развитым воображением* в речи используют взрослые понятия и термины раньше овладевают школьными навыками управляют сложными бытовыми приборами и механизмами


Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии имеют задержку психического и речевого развития имеют нарушения эмоционально- поведенческого развития (импульсивные, капризные, плаксивые, агрессивные) обладают «клиповым» сознанием (воспитываемые телевидением,рекламой, музыкальными роликами) педагогически запущенные (из-за недостатка знаний и времени у родителей) не проявляют самостоятельно интереса к познавательным видам деятельности имеют низкий уровень психологической готовности к школьному обучению наблюдается аустенизация телосложения и снижение мышечной силы стали хуже играть и воображать*


Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина Возрастные периоды Ведущая деятельность Система отношений Младенческий Общение со взрослым человек-человек Раннее детство Предметная деятельность человек-вещь Дошкольный возраст Играчеловек-человек Младший школьный возраст Учебная деятельность человек-вещь Подростковый возраст Общение со сверстниками человек-человек Юношеский возраст Учебно-профессиональная деятельность человек-вещь


Гендерное воспитание дошкольников Отличительные особенности поведения мальчиков и девочек (по Т.П.Хризман) Девочки 1. Чаще проявляют эмпатию, ярче выражают сочувствие другому человеку. 2. Большая гибкость при адаптации к новым условиям. 3. Выше сопротивляемость стрессовым ситуациям. 4. Быстрее реагируют на мимику, жесты, позу и т.д. Мальчики 1. Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы. 2. Быстро снимают эмоциональную напряженность. 3. Вместо переживаний легко переключаются на продуктивную деятельность. 4. Быстрее реагируют на речевые замечания взрослого. Эмоциональное развитие, поведение


Различия, интересы и предпочтения в играх, музыке, ИЗО-деятельности Девочки Мальчики 1. Бытовая тематика игр («семья», «больница», «магазин», «детский сад»). 2. Игры подвижные с малой и средней степенью двигательной активности. 3. Изображает людей, природу. 4. Рисунки с элементами декоративности. 5. Тщательно прорисовывают детали костюма, прически. 6. Любят лирические, спокойные мелодии. 1. Игры военной тематики. 2. Игры на приключенческую тематику. 3. Игры подвижные с высокой степенью двигательной активности. 4. Рисуют технику, машины. 5. Рисунки наполнены действиями, движениями. 6. Рисунки схематичны. 7. Любят маршевую, бодрую музыку.


Познавательно – поисковая деятельность Девочки Мальчики 1. Лучше выполняют задачи типовые, шаблонно. 2.Тщательно, качественно, аккуратно выполняют задания. 1. Любят решать нестандартные задания, выдвигают новые идеи. 2. Неинтересно делать одно и то же. 3. Исполнительская часть оформления задания невелика.


Психолого-педагогический портрет дошкольника в работах известных учёных Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, М.И.Лисиной, Л.А.Парамоновой, О Т.А.Куликовой, С.А.Куловой, Р.С.Буре, Т.А.Репиной и др. Общая характеристика возрастных особенностей 1. Ребенок дошкольник, как личность, находится в стадии становления, складывания, созревания и развития. Ни одна сторона психики не носит завершенного характера. 2. Самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка. 3. Это период начальной специализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.


4. Ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л.С.Выготский), т.е. отвечать его интересам и потребностям. 5. Неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляется в своеобразии способов форм познания и деятельности дошкольника. 6. Высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственности, оптимизм создает условия для эмоционально практического познания мира и самого себя. 7. Зависимость от взрослого, потребности в общении с ним, сопричастность к миру взрослых. 8. Важнейшими психическими новообразованиями дошкольника является произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка, формируется готовность к систематическому обучению в школе.


Круг значимых изменений у современных детей (Д.И. Фельдштейн) резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста; рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий; уход из жизни ребёнка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы; снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий; недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе, отвечающих за произвольность; значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений; рост «экранной» зависимости; ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами; аустенизация телосложения и снижение мышечной силы; рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний; рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья; увеличение численности одарённых детей.


Факторы, оказывающие влияние на развитие ребёнка ПЕДАГОГИ накопление практического опыта взаимодействия с социальной средой овладевают новыми видами деятельности, умениями, навыками принятие норм и стандартов, которые управляют поведением детей формируют ценностные ориентации у детей формируют познавательную активность у детей


Личностные параметры педагога способность к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичность, чувство эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; знание особенностей психического развития детей; способность к собственному саморазвитию и самовоспитанию.


СЕМЬЯ влияние методов, стилей воспитания уделять процессу воспитания достаточно времени материально стабильное положение родителей характер взаимоотношений в семье различия видов занятий с детьми матери и отца самореализация родителей в своей профессиональной деятельности


Кто или что влияет каким образом влияет ближайшее окружение взрослых: домашние, друзья семьи, педагоги Их влияние на развитие ребёнка сложно недооценить. С одной стороны, в дошкольном возрасте ребёнок перенимает их поведение, обогащает словарный запас, расширяет кругозор. С другой стороны, взрослые проводят с ребёнком целенаправленные обучающие занятия, играют в разнообразные развивающие игры. ближайшее окружение детей: ребята во дворе, в детском саду, в секциях и кружках Сверстники оказывают друг на друга сильное влияние. Развитие ребёнка связано, в том числе и с его взаимодействием с другими детьми: это один из важных элементов первичной социализации ребёнка. медиа окружение: телевидение, Интернет, реклама Полагать, что они не оказывают влияние на развитие ребёнка, в XXI веке было бы наивным. Медиа – большое «окно в мир» для маленького ребёнка, и важно научить ребёнка правильно смотреть в это «окно». Для этого важно развивать критическое мышление и аналитические способности.


Извлечение из Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;


Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;


Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


РЕБЁНОК сформировать чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта создать и сохранить благоприятные условия для развития обеспечить внимание и заботу о психическом и физическом здоровье радостно и полноценно прожить ДЕТСТВО ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО


Используемая литература, электронные ресурсы: По материалам методических рекомендаций к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л.Г.// Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А.- М.: Цветной мир, Сарич С. Разные стили воспитания и их влияние на детей. //«Новые Грани», 2 январь-март Грейс К. Психология развития// Издательство «Питер» Спб,-2000 г. Моисеева А.А. Влияние особенностей семейного воспитания на формирование альтруистической тенденции поведения// Известия РГПУим.А.И.Герцена Еремкина И.А. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка // I РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "Проблемы теории и практики психологии развития". URL: (дата обращения:). С.А.Кулова, Т.А.Куликова статья в учебном пособии «Дошкольная педагогика», М. «Академия», 2000, с


Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник, каков он? Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника»; с.

Семинар №2 Психолого-педагогическая характеристика ребенка раннего и дошкольного возраста (2ч)

Цель: теоретическое изучение психолого-педагогической характеристики ребенка раннего и дошкольного возраста, методов диагностики психических процессов, эмоционально-волевой сферы.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологический портрет ребенка раннего и дошкольного возраста

2. Методы исследования внимания и сенсорики ребенка.

3. Методы исследования детской памяти.

4. Методы изучения детского мышления и воображения.

5. Диагностика интеллекта и креативности ребенка.

6. Методы изучения речевого развития детей. Методы диагностики эмоционального благополучия.

7. Методы диагностики эмоциональной сферы в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

8. Методы изучения эмоционально-мотивационной сферы дошкольников.

9. Методы изучения волевой сферы ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТ 1-3 ЛЕТ

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов . Взрослый становится для ребёнка не только источ­ником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Та­кое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к де­монстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполне­ние одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

    во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с пред­метом, его общественную функцию;

    во-вторых он организует действия и движения ребёнка,пе­редаёт ему технические приёмы осуществляния действия;

    в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Психологический портрет дошкольника

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В дошкольном возрасте у детей запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Особенности поэтапного развития различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

На основании данного психологического портрета дошкольника от рождения к концу старшего дошкольного возраста он обладает определенными чертами, которые являются основными характеристиками данного возрастного этапа и формируют условия перехода на следующую ступень развития ребенка. Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Детский интеллект уже в старшем дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. К концу старшего дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей гендерной идентичности.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальной обусловленностью развития каждого ребенка. Можно привести ряд психологических характеристик старших дошкольников, но все они будут описывать конкретного индивида и характеризовать определенные личностные качества ребенка. Однако, данная характеристика тенденций общего развития дошкольника, вплоть до старшего дошкольного возраста позволила определить уровень развития каждого из познавательных процессов, которого достигает старший дошкольник в своем развитии. Поэтапность развития познавательной и поведенческой сфер дошкольника позволил проследить переход от одних видов к другим и уровень, на котором находится старший дошкольник в своем развитии. Учет характерологических черт и типичных психологических портретов личности старшего дошкольника позволяет определить зону ближайшего развития ребенка и его готовность к обучению в школе. Таким образом, для педагогической и психологической практики данное знание является основополагающим для построения работы с ребенком старшего дошкольного возраста.

© 2024 europastarwatch.ru -- Личностный рост. Любовь. Отношения. Семья. Спорт