Речевые игры для дошкольников картотека по развитию речи на тему. Речевые игры для детей Название речевых игр

Главная / Психология и отношения

Речевые игры для малышей: 12 занимательных речевых игр и забав для детей от 10 месяцев до трех лет.

Речевые игры для малышей

Дорогие друзья! В этой статье Вы получите уникальные речевые игры для Ваших детей. Почему уникальные? Потому что больше Вы нигде не сможете найти таких речевых игр для малышей, ведь придуманы они… нет, не мной, а мамами — участницами моих курсов по развитию речи малышей — придуманы ими для своих малышей летом 2015 года.

Все эти игры – это речевые игры для малышей … с обычной кастрюлей.

Все игры абсолютно разные, так как условие выполнения задания было такое, что участницы курса не видели работ друг друга. И многие из них сегодня в этой статье совершат открытия, узнав, что сочинили их однокурсницы:).

Немного об истории и «происхождении» речевых игр для малышей из этой статьи

На нашем курсе – путеводителе по развитию малышей есть творческий зачет для мам — участниц курса. Он включает несколько практических вопросов по правильному речевому общению с маленьким ребенком, а также творческое задание.

Для каждой группы курса – задание своё. На курс приходят самые обычные мамы, многие из них жалуются на отсутствие идей по играм с детьми и на то, что они «совсем не творческие люди». И эти «совсем нетворческие люди» на курсе знакомятся с секретами речевых игр с детьми, с их грамотным использованием в развитии ребенка. И начинают не только с удовольствием играть в речевые игры с малышами, но и сочинять свои игры!

Задание было такое – придумать, как можно использовать стихотворение очень любимой мной детской поэтессы Нины Пикулевой для развития речи малышей. Причем надо было придумать игры для разных этапов развития речи ребенка и показать их возможные варианты.

Итак – встречайте – развивающие речевые игры с кастрюлей по мотивам стихотворения Нины Пикулевой «Кастрюля – хитруля».

Текст стихотворения Нины Пикулевой, который мы использовали в наших речевых играх с малышами:

Кастрюля — хитрюля
Нам кашки сварила.
Нам кашки сварила,
Платочком накрыла.
Платочком накрыла
И ждёт нас, пождёт…
И ждёт, кто же первым
Придёт?

Речевые игры для малышей: описание игр и их вариантов

Речевая игра с малышами 1. За завтраком

Два важных момента для организации речевой игры:

Первое — Используем стихотворение, немного изменив текст – называя в тексте имена детей (Примечание: это очень важно, чтобы маленький ребенок мог услышать свое имя в речи взрослого, выделить имя из потока речи).

Второе — Для самых маленьких также важно, чтобы в нашей речи звучали те слоги и слова, которые дети уже могут повторить за взрослым. Поэтому в речевые игры мы вводим дополнение или продолжение – звукоподражательные лепетные слова, доступные для произнесения ребенку раннего возраста. Например: кушаем – ам, закрыли кастрюлю — чик, кипит кастрюля — шшшшш, открыли — чик, ложкой стучим — тук.

Вот примеры, как это можно сделать.

Идея продолжения стихотворения Нины Пикулевой от Елены, мамы двух двойняшек Лизы и Наты: во время кормления малышей. Вот как можно приговаривать перед завтраком:

Кастрюля-хитрюля
Нам каши сварила.
Нам каши сварила,
Крышкой накрыла.
Крышкой накрыла
И ждет нас — пождет.
И ждет,
Кто же кушать придет?
Лиза придет — ням ням
И Ната придет — ням ням
Ложки берем.
Кушать начнем!

А для малышей постарше – можно менять текст, подставляя в него названия блюд, которые на самом деле будем есть за завтраком или за обедом, ужином: вместо «нам каши сварила» на обед говорим про кастрюлю иначе: «нам супчик/борщик/жаркое сварила» или «щи /рагу/картошку сварила» (идеи для варьирования текста от Анастасии, мамы маленькой Киры). Можно и так проговаривать – комментировать: «Нам каши сварила и крышкой накрыла» (если у Вас кастрюля закрыта не платочком, а крышкой). Для малыша важно соответствие ситуации и ее комментирования взрослым.

Елена – мама маленького Левы – меняет в зависимости от ситуации текст так: «Нам гречу сварила/ картошку сварила/ тефтели сварила /компот нам сварила/ нам борщик сварила» и так далее. «Платочком накрыла? Нет, крышкой накрыла! Полотенцем накрыла, чтобы не остыло и ждет –пождет, кто же первым придет. Папа первым придет? Нет! Мама первой придет? Нет! Баба первой придет? Нет! Деда первым придет? Нет! Лёва пришел! Молодец, Лёва!»

Когда детки подрастут, их также можно будет уже их спрашивать за завтраком: какая каша (из риса – рисовая, из пшена – как называется такая каша? Да, пшенная. А из чего делают гречневую кашу? Из гречки, гречихи). Каша на молоке называется – как? Догадайся! Да, это молочная каша. Тогда продолжение потешки будет уже другим:

Кастрюля-хитрюля
Нам каши сварила.
Нам каши сварила,
Крышкой накрыла.
Крышкой накрыла
И ждет нас — пождет.
И ждет,
Кто же кушать придет?
Мы кушать пришли,
Кашу нашли. (Открываем крышку кастрюли и показываем кашу детям – какая у нас каша?)
А какая каша — пшенная? Рисовая?…Из чего ее сварила нам кастрюля?
Сколько ложек положить Лизе? А сколько Наташе? Лизе – две ложки каши. Нате – две ложки каши.

Также когда детки подрастут, можно также им называть, с чем у нас каша в нашей кастрюле: например —

Каша с хлебом, молочком,
Каша с маслом, с крендельком.
Молча будем кушать
Птичек будем слушать.

В таких фразах малыш осваивает согласование слов в предложении (например, фраза « каша с чем» — это дательный падеж)

Участницы курса придумали и другие варианты своих песенок про кашу для завтрака с малышами:

Вариант Ольги, мамы маленькой Сонечки: можно петь ребенку на простой мотив так —

Ай кастрюля!
Ай хитруля!
Соне кашу варила! (называем имя ребенка).
Вот как! Вот как!
(мешаем ложкой кашу в игрушечной кастрюльке)
Вот как кашу варила!
Или можно петь так:
Ой ля ля ой ля ля
Ах, кастрюля ты моя!
Кашку нам сварила
И платочком накрыла

А Татьяна, мама маленького Левушки, предлагает такой диалог –речевую игру за завтраком:

Кастрюля-хитрюля
Крупы положила,
Молочком залила
Подсластила-подсолила.
Что же нам она сварила?

Очень важно: после вопроса должна быть пауза для ответа ребенка. Ему нужно услышать в песенке названия продуктов («крупы положила», «молочком залила» и на основе этого сообразить, что может получиться из молока и крупы – Суп? Каша? Компот? Пюре? Рагу?). Ребенок догадался: «Кашу!»
-Кашу!
-Кашу нам сварила
Платочком накрыла.
Крупа мааааленькая
Каша желтенькая,
Что за кашу нам сварила? (смотрим в кастрюлю)
-Манную!
— Манной каши наварила
И в тарелку положила
И ждет-пождет
Кто же первым придет.

Можно подобным образом сочинить и вариант с овсяной кашей:
-Хлопья положила — хлопья крупные, Хлопья жесткие.
Были бледными, А в каше стали светлыми.

Может быть подобный вариант и с пюре, и с супом, овощным рагу.

Елена, мама маленького Никиты, придумала для малыша такие строчки —

Кастрюля-кастрюля
Нам кашу сварила.
Нам кашу сварила,
На стол всё накрыла.
На стол всё накрыла
И объявила:
«Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Кушать кашу вам пора!

А также предлагает в текст потешки перед завтраком вставлять имя ребенка – вот как органично это у нее получается (можно подставить любое имя ребенка):

Кастрюля-кастрюля
Никитке кашку сварила.
Кашку сварила,
В тарелку положила.
И ждет, пождет,
Когда Никиточка придет!

Можно в речевой игре заменить слова в потешке и по-другому – например, так, как сделала это Вероника:

… Ждет – пождет, кто секрет ее найдет.
А секрет-то слаааденький!
А секрет-то вкуууусненький!.
И мы отгадываем «секрет кастрюли», определяя, что сварила кастрюля по..запаху!

Елена, мама маленькой Леры, во время обеда читает такие строчки и предлагает интересную речевую мини-беседу во время подготовки к обеду. И сочинила свои строчки вступления к беседе:

Кастрюля-хитрюля нам супчик сварила.
Наваристый, вкусный, густой и горячий.
И ты догадался (догадалась), что это значит?
А значит, что всех мы зовем на обед!
И что будем есть — уже не секрет.
А после этого беседуем с ребенком о супе так: А что я в кастрюле приготовила? Да, суп. Лера, попробуй, какой он на вкус? Соленый или пресный? Острый или нет? А что можно в суп добавить? Сметанку! А какая она? Жидкая? Нет? Какая? Густая, жирная? А ещё она холодная! А как ты думаешь, если холодную сметану в суп добавить, то суп тоже станет холодным?Если ребенку трудно отвечать на вопросы, то подсказываем начало фраз, а малыш продолжает фразу за нами после паузы.

Галина предлагает еще одну идею по активизации речи детей перед завтраком или ужином – предложить ребенку позвать всех взрослых на завтрак или на обед:

Давай позовем всех кашу кушать.
Иди, мама, кашу кушать
Иди, папа, кашу кушать
Иди, София, кашу кушать.

Ребенок зовет: «Иди, мама/ иди, папа/ иди, бабушка/ иди, дедушка».

Кто кашу ест, тот быстро растет,
Вырастет сильным и здоровым.

Давай расставим тарелки для всех, чтоб кашу кушать.
Это тарелка для мамы.
Это тарелка для папы.
Это тарелка для Софии.
Вот так! Приятного аппетита.

Идея 2. Речевые и познавательные игры для малышей с кастрюлей. Игры – беседы. Игры на внимание.

Звукоподражания и лепетные слова для самых маленьких в речевой игре

Если ребенок еще только учится говорить или у него проблемы с речью, то можно в речевой игре заменить слово «кастрюля», сложное для произнесения ребенком (Примечание: сочетание звуков «стр» – невозможно произнести малышу) на слово «мама – мамуля», «бабушка – бабуля» и использовать получившийся отредактированный текст во время еды. Например, за семейным завтраком сказать так:

Бабушка – бабуля
Нам каши сварила,
Нам каши сварила,
Платочком накрыла.

Если ребенок только говорит первые слоги и слова, то можно ввести продолжение с простейшим для произнесения звукоподражательным словом «ам». И разыгрывая сценку кормления игрушечных зверюшек кашей, приговаривать вместе с ребенком (ребенок говорит только доступные для его произнесения слова):

Сначала читаем слова стихотворения, а затем продолжаем так:

Я игрушкам каши дам:
Киска –.. ? (пауза чтобы ребенок сказал слово) Ам! (говорит ребенок). И ляля – ам!
Мишка – Ам! И зайка – Ам!
И собачка тоже – Ам!

(в данный текст вписываются очень многие слова, в том числе и имя ребенка: «Даша – ам! И мама – Ам!»

Вот как хорошо поели! Вкусная каша! Спасибо бабушке!

Кормим зверюшек кашей

Когда ребенок подрастет и начнет говорить простейшие предложения из двух слов, можно усложнить диалог в речевой игре: «Ваня, посмотри-ка! А игрушки-то уже в очередь выстроились, голодные, ждут, когда же ты их покормишь. Кто у нас первый стоит? Белочка? Позови белочку кушать: « Иди-иди, белка! на каши, на!» (ребенок зовет и жестом приглашает белочку поесть). А за ней кто? Зайка! Давай позовем зайку кушать. Иди-иди, зайка! Кушай кашу, зайка, кушай! На! А кто последний у нас остался? Ляля! Давай и лялю покормим! На, ляля, на!»

Обратите внимание: ребенок в данном диалоге участвует очень активно – он договаривает слова в фразе, отвечает на вопросы взрослого, угадывает, зовет, благодарит. Он решает речевую коммуникативную задачу (позвать игрушку и угостить ее кашей) с помощью тех слов, которые уже может произнести, так как они содержат очень простые звуки – на, иди, ляля, зайка, киса, пока, ам и т.д. И получает результат, к которому стремился.

Когда ребенок уже говорит, можно использовать «гастрономический» познавательный потенциал речевой игры с кастрюлей. И провести такие речевые игры для малышей, которые не только развивают речь и учат ребенка строить диалог, но и закрепляют и уточняют его представления об окружающем мире. Например, как в игре ниже.

Игровой диалог с преднамеренной ошибкой. Знакомство с окружающим миром

— Кастрюля-хитрюля, ты что нам сварила?

Кастрюля отвечает, например, «плов»

— Плооооов? А что ты для плова в себя положила?

Кастрюля отвечает «халву, морковку и лук».

С удивлением спрашиваем ребенка «Хаааааалву? Леночка, а разве халву кладут в плов? А что кладут?» Помогаем ребенку вспомнить ингредиенты плова. Приговариваем «Ах, кастрюля-хитрюля, обмануть нас хотела! Но не получилось!»

Чтобы игра работала, это должны быть хорошо знакомые ребенку блюда, при приготовлении которых он присутствовал и нужно, чтобы мама правильно комментировала процесс (чему мы учимся на курсе ).

Прием преднамеренной ошибки в речевой игре

Возможны еще варианты, когда кастрюля отвечает «пирог» или «блины», удивляемся, спрашиваем ребенка: «Лена! Разве блины варят?» Ребенок отвечает: « Нет!». «А как их готовят?» Разбираемся в ходе игры, что можно сварить, что пожарить, с чем можно сделать и то и другое (курица, например), а что только испечь (торт, пирог).

Вариант речевой игры для маленьких: игра на внимание

Для детишек помладше можно поиграть с этим же сюжетом в съедобное-несъедобное: вдруг кастрюля ответит «Тапочки!» или «Книжку!». Заметит ли ошибку ребенок? Разбираемся, что можно приготовить, а что нельзя.

Что касается «реквизита» для таких речевых игр — бесед, то можно использовать и игрушечную кастрюльку из детского набора, и настоящую. Анна предлагает завести в доме веселую болтливую кастрюлю на кухне – наклеить глазки и рот и поставить на плите, вели бы беседы во время приготовления пищи.

Речевая игра с малышами 3. Речевая игра – диалог со зверюшками по типу «Теремка»

Заменяем последнюю строчку стихотворения. Вместо «Кто же первым придет?» говорим «Ждет –пождет, кто же в гости придет» и разыгрываем на основе стихотворения диалог с игрушками – нашими гостями.

На столик для игр ставим настоящую кастрюлю, накрываем ее платочком. Кладем рядом тарелку и ложку. И прячем рядом игрушки, например, кошку, собаку и т.д.

Читаем стихотворение и перемешиваем нашу воображаемую «кашу» в кастрюле ложкой. Раздается стук.

— Тук-тук.

— Кто-то стучит. Давай узнаем, кто там?

Взрослый с ребенком спрашивают вместе: «Кто там?»

— Кто же там? Кто это?

— Мяу – мяу, есть хочу.

— Давай покормим кошку.

Ребенок кормит кошку (игровое действие, т.е. каша у нас воображаемая, а вот ложка настоящая).

— Мяу! Спасибо! Вкусная каша! До свидания!

— До свидания, кошка (если ребенок еще не может сказать это слово, то заменяем на жест и слово «пока» — «пока, киса, пока!»).

Повторяем сценку со второй игрушкой. Варим с малышом кашу (изображаем, как ее мешаем ложкой в нашей кастрюле) и приходит вторая игрушка. Угощаем ее и прощаемся с ней. На этом игру-диалог заканчиваем.

Если ребенку было интересно, то он обязательно попросит Вас еще раз поиграть с ним в этот сюжет, принеся игрушки, ложку и кастрюлю. Тогда повторите речевую игру — диалог, но уже с новым гостем.

Речевая игра с малышами 4. Показ сценки. Игра в кафе.

Речевая игра для самых маленьких. Татьяна превратила потешку в песенку. После каждой строчки напевается простое для подражания ребенком слово – звукоподражательное слово буль- буль. Даже если малыш только начинает говорить, он уже сможет подпевать Вам это слово. И предлагает показать ребенку сценку с использованием строчек из стиха: берем кастрюльку, кладем в нее крупу, мешаем ложкой, накрываем полотенцем или платочком и зовем на завтрак наши игрушки – зверушки. Ложкой перекладываем крупу из кастрюли в их мисочки и кормим всех гостей нашей кашей.

Ребенка можно привлечь к процессу перекладывания крупы в кастрюлю большой ложкой или маленьким стаканчиком, перемешиванию воды и крупы (развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации).

Речевая игра для детей постарше. Когда ребенок подрастет и начнет более свободно говорить, то можно превратить эту сценку в речевую игру в кафе.

Подготовка к игре: Нужно придумать наше домашнее кафе с названием, нарисовать с ребенком меню (или вырезать и наклеить картинки из рекламных буклетов с изображением продуктов).

Ребенок будет повар, а мама – помощником повара. Повар готовит кашу и созывает всех на обед. Читает стихотворение Нины Пикулевой, угощает кашей, расспрашивает всех, понравилось ли им, придут ли гости еще раз в кафе, просит оставить отзыв об угощении – своей каше (надо «похвалить кашу» — то есть подобрать образные выразительные слова: какая каша? Рассыпчатая, мягкая, сладкая, вкусная, пушистая, ароматная, душистая. По завершении – убираем стол и моем посуду (игровые действия).

Почему введено было Татьяной в игру в кафе мытье и уборка? Потому что Глеб очень любит в них участвовать. И в этом тоже индивидуальный подход к ребенку – введены те действия, которые значимы для конкретного малыша и которые он предпочитает. Это очень важно для взаимодействия с любым малышом!

Речевая игра с малышами 5. Учимся строить предложения.

Первый вариант для речевой игры. Диалог с вопросом «Кому»: осваиваем дательный падеж

Посадим в кружок куклу, зверей. Берем кастрюльку, мешаем ложкой и приговариваем стихотворение и спрашиваем кастрюлю:

Кастрюля — кастрюля, ты кому кашу сварила?
Андрюше сварила? — Андрюше сварила
Маме сварила? – да,маме сварила
Кошке сварила? –да, кошке сварила
Вот какая молодец!

Ребенок может отвечать за кастрюлю. При высоком уровне речевого развития может придумывать, кому кастрюля варила кашу и задавать вопросы: «А белке сварила?», Дети ближе к трем годам очень любят в этой игре задавать «неправильные» вопросы: «А столу сварила?» Не ругайте их! Наоборот, радуйтесь! Это первые проявления их творчества в речевом диалоге!

Кастрюля-кастрюля, ты кашу накрыла крышкой? Нет???
Ну накрой скорее – попросить малыша помочь.
И ждет нас — пождет, кто же первым придет.
Спросить у малыша, кто первый кашку будет кушать? Мишка? На, мишка, кашу.
Ляля? На, ляля, кашу.
Потом предлагаем малышу самому «поварить» кашу и при этом комментируем его действия и повторяем текст стихотворения.

Второй вариант речевой игры. Игра в загадки – отгадки.

Для игры понадобится платочек, игрушечная или настоящая кастрюлька и разные предметы или муляжи (овощи, фрукты, предметы).

Например: Берем кастрюльку, кладем туда картошку, накрываем платочком и приговариваем.
Кастрюля-хитрюля, что ты нам сварила? Мама платочком накрыла и ждет, что же к нам придет?
Что это? (заглядываем в кастрюлю, чуть приподнимая край платочка – нужно догадаться, что в кастрюле). Да это же картошку нам волшебная кастрюля сварила.

Кастрюля-хитрюля, что ты нам сварила? Мама платочком накрыла и ждет, что же к нам придет? Ох, кастрюля что нам сварила? (приоткрываем крышку) Грибы сварила, вот здорово!

Можно слова переделать, если ребенок будет прятать в кастрюлю предметы. Тогда текст будет звучать так: «Кастрюля-хитрюля, что ты нам сварила? Сыночек (дочка) платочком накрыл и ждет, что же к нам придет?» И так с поиграть с разными фруктами и овощами.

Можно использовать в этой речевой игре с малышом задание «отгадай на ощупь» — что кладет мама в кастрюлю? (морковь, картофель, капуста, лук – используем натуральные фрукты и овощи)

Третий вариант речевой игры. Знакомим ребенка со словами –названиями блюд.

Можно играть с малышами в речевую игру с накрыванием кастрюли платочком, только перечислять в ней не предметы, овощи, фрукты, а название блюд: «Кастрюля-хитрюля, что ты нам сварила? Андрей платочком накрыл и ждет, что же к нам придет?
Борщ – а из чего борщ варится? Давай положим овощи, которые мама в борщ кладет: воду, помидоры, картошку, капусту, перец, масло, лук.
Плов – а что нам нужно для плова? Мясо, рис, морковка, лук, масло.

Так мы знакомим детей с окружающим миром и простыми трудовыми процессами (приготовлением пищи в данном случае).

Речевая игра с малышами 6. Гимнастика. Подбираем рифмы.

Первый вариант игры. Автор идеи – Елена, мама маленького Йонатана.

Превращаем стихотворение в веселую гимнастику с жестами: например так —

Кастрюля-хитрюля! (Можно погрозить пальчиком)
Нам каши сварила! (Гладим по животику)
Платочком накрыла! (Ручки на головку)
И ждет, кто же первым придет? (Ручки в бока)

А еще Елена сочинила новый — свой вариант стиха. В нем малыш договаривает конец фразы в рифму. После игры – гимнастики сочиняем новый стих вместе с малышом так:

В нашем доме есть кастрюля,
Всем известная …. ? (пауза чтобы малыш ответил в рифму)Малыш ищет подходящие по рифме слова: хитрюля, грязнуля, чистюля…далее по смыслу развиваем стих..)
Вот вчера что сотворила,
Полно (каши, супа, борща)… (пауза для ответа ребенка) наварила!
Наварила,

Стоит-ждет — ..? (пождет)
Кто же в гости к ней … ? (пауза для ответа ребенка) Ребенок договаривает: Придет!

Можно развить тему каши в диалоге с малышом: какие каши он любит, умеет ли их готовить, как мама готовит кашу, какая самая большая кастрюля и самая маленькая кастрюля есть в доме? И в конце можно предложить сварить вместе настоящую кашу!

Второй вариант игры. А Ирина Н. придумала для своего малыша другой вариант гимнастики по этому стихотворению:
Кастрюля-хитрюля (разводить руки в стороны, покачиваться)
Нам каши сварила. (топать)
Нам каши сварила, (топать)
Платочком накрыла. (накрыть голову рукой)
Платочком накрыла (присесть и спрятаться, как будто под платочком)
И ждет нас — пождет. (радостно, выглядывать из-за ладошек)
И ждет,
Кто же первым придет? (удивленно)
Я! (радостно подпрыгивать вверх!)

Последняя строчка может меняться (могут первыми приходить мама, папа …)

Речевая игра с малышами 7. Почему кастрюля – хитрюля? Сочиняем историю, развиваем словотворчество

Это идея Анастасии, мамы маленькой Ариночки. Эта речевая затея подходит для детей второго полугодия третьего года жизни, которые уже хорошо говорят.

Можно рассказать ребенку стихотворение и спросить: «А как ты думаешь, почему кастрюля-хитрюля?». Ребенок: «Потому что она хитрая». Мама: «А в чем хитрость? Где кастрюля схитрила?». Пусть ребенок подумает и предложит свою версию, почему кастрюля хитрая.

Спросить какая еще может быть кастрюля. Например, если она с утра проснулась сердитой, то она какая? Ребенок: «Сердитая». Мама: «А кто ее рассердил?». Предложить ребенку придумать, почему кастрюля рассердилась. Мама: «Вот хитрую кастрюлю называют кастрюля-хитрюля, а сердитую как назовут?». Пусть ребенок предложит свой вариант имени такой кастрюли (развиваем словотворчество).

Речевая игра с малышами 8. Пальчиковая гимнастика по стихотворению.

Стихотворение можно использовать для пальчиковой гимнастики с малышами. Например, делать такие движения:

Первый вариант игры с пальчиками для малышей.

Кастрюля-хитрюля
Нам кашу варила.
(Одна ладошка согнута в виде чашечки, пальчиком другой руки делать круговые движения — как-будто мешаем).

Нам кашу сварила,
Платочком накрыла.
Раз-два, раз-два. (Накрыть «кастрюльку» ладонью, переворачивая ладонью вниз/вверх под счет)
Платочком накрыла
И Ваню зовет.
Иди-Иди. (подзывающее движение)
Ванюша идет,
Свою ложку несет
Воооот такую! (развести руки ребенка широко-широко)

Второй вариант пальчиковой игры для малышей

А Елена С. Придумала другой вариант движений под слова стихотворения:

— первая и вторая строчки — кистью правой руки совершаем вращательные движения по часовой стрелке, а левой рукой будто держим кастрюлю,

— третья строчка — кистью левой руки совершаем вращательные движения,

— четвертая и пятая строчки — обеими руками будто накрываем кастрюлю (два раза),

— шестая строчка – принимаем позу «Что призадумалась, девица красная» – правая рука на локте подпирает щеку,

— седьмая строчка — меняем руки

— восьмая строчка — показываем на правой руке указательный.палец, а левую отводим в сторону, будто спрашивая.

Речевая игра с малышами 9. Словарная и грамматическая.

Придумала этот вариант игры Алена М. для своего ребенка.

Вариант 1. Обогащаем и активизируем словарь ребенка (рекомендуемый возраст для игры — третий год жизни ребенка)

Кастрюля варила,
Кастрюля бурлила,
Кастрюля нам вкусную кашу сварила.

Делаем паузу перед словом «кашу». Спрашиваем: «Какую кашу?» Ребенок подбирает слова глядя на кашу или по памяти: Манную, пшенную, горячую, сладкую, белую, мягкую, жидкую, пушистую и т.д.

Вариант 2. Осваиваем порядковые числительные в удивительно простой и увлекательной речевой игре на удачу (рекомендуемый возраст для речевой игры — третий год жизни)

Можно использовать стихотворение как считалочку для установления очередности. При этом в конце нужно менять только одну строку:
Кто же первым придет?
Кто вторым-то придет?
кто же третьим придет?
Заодно узнаем порядковые числительные: первый, второй, третий, четвертый, пятый! Так можно считать игрушки.

Удивительная идея Алены – честно признаюсь, я сама до такого бы не додумалась бы. Просто, интересно для ребенка, много вариантов использования. Можно использовать и как развлечение на детском празднике, и в ходе обычной жизни перед едой.

Как использовать эту идею для речевой игры с малышом:


Можно устроить речевую игру по мотивам этого стихотворения перед обедом. Например, сложить в кастрюльку маленькие предметы, по одному от каждого члена семьи (мамина вещь, папина вещь, Ванина вещь, бабушкина ведь и т.п.). Все ждут в коридоре.
Ребенок в кухне читает стишок, и не глядя достает из-под платочка один предмет. Это определяет очередность усаживания за стол. В последней строчке – вопрос.
«Кто же первым придет?»- ребенок достал папины часы, значит заходит папа. «Кто вторым-то придет?»- достал игрушку старшего брата! и т.д.

Речевая игра с малышами 10. Угадай на ощупь, на вкус, по запаху

Игра придумана Ириной Н. для своего малыша.

Знакомим малыша с предметами (овощами, фруктами). Вам заранее до игры нужно будет приготовить для малыша несколько натуральный овощей и фруктов (хорошенько вымойте их). И эти же овощи и фрукты в нарезанном на кусочки виде.

Как играть в эту речевую игру:

Кастрюля-хитрюля.
Нам каши сварила.
Из чего? (задумчиво)
(радостно) Из морковки сочной! Где морковка?
Малыш среди 2-3 объектов ищет морковку, находит ее и подает маме. Даем ему попробовать кусочек морковки на вкус, на запах.

Кастрюля-хитрюля.
Нам каши сварила.
Из чего? (с хитринкой)
(удивленно) Из петрушки душистой? Где петрушка? Ах, как пахнет!
(Малыш находит среди подготовленных к игре предметов и подает петрушку, и мама нюхает и дает понюхать малышу)

Из чего же еще? (смотреть удивленно на малыша, пусть подскажет)
Из чего ты хочешь кашку (супчик..), из грибочка или яблочка? (ласково)
Из грибов или яблок? (серьезно) Например, ребенок хочет добавить в кастрюльку яблоки.

Давай сварим компот из яблок.

Кастрюля – хитрюля.

Нам компот сварила.

Из чего? Из яблок! Где у нас яблоко? Найди яблоко (ребенок находит среди предметов яблоко) Вот яблоко! Оно большое или маленькое? Зеленое как огурчик или желтое как цыпленок?

Речевая игра с малышами 10. Какие бывают кастрюли.

Идея речевой игры – Анастасия Ш.

Рассмотрите разные кастрюли – большие и маленькие, настоящие и игрушечные. Какие они?

Используйте разные характеристики кастрюль при чтении стихотворения. Например, если нарисовать на игрушечной кастрюле хитрые подмигивающие глаза и улыбающийся ротик – то это кастрюля – хитрюля. Может быть кастрюля – малышка (самая маленькая кастрюлька в Вашем доме). И когда Вы играете с ней, то меняете слова так: «Кастрюля – малышка нам кашку сварила…». Может быть добрая кастрюля – как ее назвать? Кастрюля – добрюля! Малыш может сам выбирать, какая кастрюля будет ему варить кашку и называть ее характеристики.

Читая стихотворение во время игры, можно заменить и блюдо — кашу можно заменить на супчик, компотик, гречку, омлетик. («Большая кастрюля омлетик сварила», «Малышка – кастрюля пюре нам сварила» и так далее по конкретной ситуации, в которой сейчас находится малыш).

Ну и конечно же накрываем кастрюльку во время «варки» платочком.

Речевая игра с малышами 11. Названия детенышей животных

С помощью этого стихотворения можно познакомить ребенка с названиями детенышей животных, активизировать эти слова в речи. Тогда окончание стихотворения будет звучать так: «И ждёт, кто же первым придёт? Лошадка с жеребенком или корова с … ? (малыш договаривает: с теленком). Кошка с котенком или курица с… ? (малыш договаривает: с цыпленком). Ежиха с ежонком или белка с… ? С кем? (малыш говорит: с бельчонком). Индюшка с индюшонком или уточка с.. ? С кем? Малыш говорит ответ: «С утенком».

Лучше всего сделать эту игру — инсценировку с помощью картинок зверюшек и их детенышей, которые приходят за кашей. Если малыш правильно отгадал, то мы открываем и показываем ему соответствующую картинку (прибежал цыпленок, идет утенок)

Речевая игра с малышами 12. Игра для развития слухового внимания.

Еще одна идея для окончания игры – это изменить последние слова стихотворения на какое-либо задание. Кто из детей первым его выполнит – тот первый подходит и пробует «кашу». Например: «И ждет –пождет, кто же первым придет? А первым придет тот, кто кубик принесет».

Варианты заданий в игре:

— кубик принесет,

— кружок уберет (убрать круг из выложенных на столе фигур),

— красное найдет (быстро найти в комнате красный предмет, подбежать к нему и дотронуться до него),

— длинное найдет (короткое, теплое, холодное, блестящее, прозрачное и так далее).

Я не смогла назвать в этой статье идеи всех мам курса, так как объем статьи ограничен, и у многих участниц курса были похожие идеи. В этой статье я обобщила идеи творческого зачета летней группы своего курса «Учусь говорить».

Сохраняйте себе эти идеи, распечатывайте и играйте с малышом в веселый речевые… кастрюльные игры! Поддержите их авторов в комментариях к статье! 🙂

Примечание: Часть речевых игр из статьи будет интересна не только малышам, но и детям постарше- четырех и даже пяти –шести лет!

А если Вы захотите сами научиться придумывать речевые игры и узнать их секреты (в статье я о них не говорила)- то приходите к нам на дистанционный курс и на дистанционный курс Мы будем рады встрече с Вами в нашем дружном творческом кругу единомышленников!

Речевые игры с малышами увлекают и детей, и взрослых и становятся не только средством речевого развития ребенка и ознакомления его с окружающим миром, но и средством развития взаимопонимания с малышом.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.
В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.
Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодая телевизионным программам и разговорной речи окружающих.
Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. Существует несколько наиболее распространенных nриемов, о которых мы расскажем ниже.


Артикуляционная гимнастика
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппапата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Поговорки и скороговорки
Проиэнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас.
Это упражнение будет наиболее полезно детям с определенными проблемами. Многие из них торопятся, "проглатывают" слоги и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно и "растягивают" слова.
Надо сказать, результаты проведенных наблюдений показали, что дети с хорошей дикцией лучше учатся в школе, быстрее формулируют мысли и не стесняются выполнять устные задания.

Интервью
Данное упражнение направлено на то, что-бы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С помощью этого интересного для большинства детей занятия можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.
Проводить занятия подобного рода можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Для этого
следует предложить ему сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?
Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершен- ствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ.
Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

Чтение и пение колыбельных
Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух, например на ночь.
Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской.
Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.
Потешки и колыбельные песни обладают положительной эмоциональной окраской, поэтому так нравятся детям.

Беседа по картинке
Данное упражнение превосходно развивает связную контекстную речь и предназначено для детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Основной проблемой детей дошкольного возраста является использование исключительно ситуативной речи, которая уместна только для детей до 3 лет. Начиная с этого возраста, ребенок должен стараться строить отвлеченную речь, которая не связана только с предметом или ситуацией, и знакомиться с основами грамматики.
Для выполнения упражнения необходимаяркая сюжетная картинка. Проводить данное занятие желательно во время складывания мозаики или чтения книжки. Необходимо. заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог, используя фразы типа "Как ты думаешь?", "А как бы ты поступил?" и т. д. Также следует использовать как можно больше вопросов ("где?", "кто?", "зачем?", "откуда?", "почему?" и др.). В том случае, если ребенок не может или затрудняется построить ответ или отвечает односложными предложениями, следует показать ему, как можно ответить. При этом надо стараться делать это так, чтобы у малыша не возникало ощущения скучного занятия или урока. Не стоит забывать о поощрении ребенка, когда он самостоятельно строит сложные предложения.
Эта игра поможет малышу познакомиться,с основами грамматики. Частые занятия по этой схеме учат ребенка правильно и,сознательно строить предложения, используя при этом многочисленные наречия, сложные союзы и вопросительные слова.
Надо сказать, что ребенок может научиться правильной речи только в том случае, если будет осваивать новые речевые средства, которые поступают в основном из речи окружающих.

Загадки
Данное упражнение подходит для детей в возрасте от 3 до 7 лет и направлено на разностороннее развитие их устной речи и обогащение словарного запаса. Также игра формирует предметно-образное мышление, способность к обобщению и анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов. Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова, с помощью которых ребенок познает переносные и вторичные значения некоторых знакомых слов.
Игра развивает у ребенка интерес к рассуждениям и доказательствам своей точки зрения. Для этого надо сказать ребенку, что без доказательства и рассуждений можно прийти к неправильным выводам.
Для того чтобы рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, следует обратить его внимание на указанные в загадке признаки. Например, загадка "Красная девица сидит в темнице, коса - на улице". Если ребенок не может догадаться, следует обратить его внимание на род (в этой загадке - женский, значит, отгадкой не может быть предмет мужского рода), а также на цвет, его оттенок и т. д.. В зависимости от загадки.

"Что бы это значило?"
Данное занятие подходит для детей от 5 до 7 лет и направлено на совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков устной речи.
Taкжe игра показывает, насколько в устной речи важны эмоциональная окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Надо объяснить малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и настроению говорящего.
Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "проще пареной репы", "бить баклуши" и пр.

"Большой - маленький"
Задание подходит для детей в возрасте от 2,5 до 5 лет. Оно направлено в основном на увеличение словарного запаса ребенка, знакомство с синонимами (прилагательными, глаroлами, наречиями, причастиями, союзами и т. д.).
Для занятия необходима книжка с картинками. В продажё имеются специальные книги с текстами и заданиями, которые помогают ребенку лучше разобраться в новых определениях слов.
В процессе игры следует рассматривать картинки и задавать ребенку вопросы.

Специалисты отмечают удивительный парадокс: дети, живущие комфортных бытовых условиях, начинают говорить со значительным опозданием. Между тем, стимулировать речь крохи с рождения совсем несложно. Мы собрали несколько простых и весёлых игр, которые пригодятся везде: дома, на прогулке, в очереди.

Пальчик, пальчик, где ты был?

Для самых маленьких нет ничего более подходящего, чем пальчиковые игры и поглаживания ладошек. В возрасте около трёх месяцев кроха делает открытие: замечает свои руки. Ему любопытно их разглядывать, двигать ими, цепляться за рейки кроватки, за погремушку. Это природное стремление к знаниям необходимо подхватить и подкрепить. Для начала можно просто назвать малышу каждый пальчик, помассировать его. Занятнее это делать под потешки и складушки, которые можно выдумать и самостоятельно (и не важно, что с рифмой не сложится, главное - ритм, певучесть и сопровождающие манипуляции с пальцами). Играйте, например, переодевая малыша. Очень скоро он попробует повторить ваши движения, а чуть позже - и слова.

На зарядку становись!

Детям двух-трёх лет придутся по душе активные игры, призванные тренировать артикуляционный аппарат и общую моторику.

«Снежки»

Скатайте из ваты или салфеток небольшие шарики, установите «ворота» (к примеру, коробку без одной стенки). Надо дуть на «снежок» так, чтобы он угодил в цель. Кто больше загонит - тот и победил. Для мальчиков эту забаву переименуйте в «Футбол» - азарт обеспечен.

Подобным образом можно заниматься и во время купания: дуть на лёгкий пластмассовый кораблик, чтобы направить его в нужную «бухту».

«Пузырь»

Показываем малышу, как набрать воздух, чтобы щёки надулись, а затем прижать сначала одну, потом другую пальцем - и «пузырь» лопается. Будет над чем посмеяться вместе!

«Флешмоб»

Включите любую ритмичную музыку и попросите ребёнка повторять за вами. Можно взять за основу детские стихи или использовать что-то вроде: «Шаг влево, шажок вправо, ручками похлопали, ножками потопали, к солнцу потянулись, друг дружке улыбнулись!» Такая гимнастика и вас разгрузит, и чадо повеселит.

Жонглируем лексикой

В 4-6 лет ребёнок уже внятно говорит, довольно наблюдателен и внимателен к словам, свободно оперирует ими.

«Потеряшка»

Обратитесь к ребёнку с просьбой «найти» вещи, которые вы «потеряли» по их описанию. Например: мягкий, тёплый, длинный, с бахромой (шарф). Правилами допускается задавать уточняющие вопросы.

«Найди лишнее»

Медленно и чётко произносите слова, ребёнок определяет, какое из них не подходит к смысловой цепочке и объясняет почему.

  • Кабачок, огурец, свёкла, груша
  • Снег, сугроб, зной, лёд и т.д.

«Угадай!»

Предложите отгадать название предметов по наименованию их частей:

  • Ствол, ветка, сучок, листья (дерево)
  • Крыша, окно, дверь, комната (дом) и т.д.

«Какая это сказка?»

Выберите сказку и выделите некие ключевые слова, которые её характеризуют:

  • Бабушка, волк, пирожки («Красная шапочка»)
  • Стрела, лягушка, волшебство («Царевна-лягушка»)

Можно загадать и рассказы, повести, которые вы читали с детьми.


«Антонимы»

Для игры нужен мяч. Принцип как в «Съедобное-несъедобное», только кидая мячик, надо называть слово, а ребёнок, поймав и бросив в ответ, - противоположное по значению.

Игры на развитие мелкой моторики, фонематического слуха и непосредственно речевые игры, о которых мы сегодня поговорим.

Наибольший эффект дают занятия, проведенные на эмоциональном подъеме у ребенка. С этой целью можно использовать следующие игры:

— игра «Ку-ку»;

— прятки (прячем игрушку от малыша);

— ладушки;

— «По кочкам… в ямку бух»;

— «Идет коза рогатая» и другие, которые любит ваш малыш.

В целом, вся работа с детьми до 3 лет строится на расширении пассивного словаря и переводе последнего в активный.

Игры для развития пассивного словаря

Первое время, пассивный словарь расширяют за счет существительных, глаголов и прилагательных, используя слова, которые обозначают предметы и явления, доступные крохе в повседневной жизни.

Семейный фотоальбом

Малыши любят рассматривать свои фотографии в младшем возрасте и близких родственников. Рассматривайте фото вместе и спрашивайте:

  1. Существительные : Где здесь мама? Где дедушка? Где малина, которую Маша собирала? Где качели?
  2. Глаголы . Выберите фото, где малыш ест, спит, сидит, бегает, качается на качелях, прыгает и т.д. Спрашивайте: покажи, где ты сидишь, где спишь? Желательно не употреблять пояснительные слова – где ты сидишь на стуле, где Маша спит в манеже и т.д.

Если ребенок затрудняется показать, помогите ему и повторите игру через некоторое время для закрепления.

Части тела

Для запоминания частей тела можно использовать следующие игры:

  1. Разучите с малышом стишок, показывая части тела, которые в нем присутствуют:

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Могут глазоньки моргать,

Ручки все хватать, хватать.

  1. Игра в доктора . Показываем крохе куклу, которая танцует. Вдруг кукла падает и больно ударяется о пол. «Ай-ай, кукле больно! Она ударила голову/ногу/плечо. Зови скорее доктора, надо лялю лечить». Доктор (малыш) лечит куклу и приклеивает в нужное место подготовленный мамой лейкопластырь/скотч.
  2. Викторина . Кто ответит правильно на все вопросы, тот получит приз. Чем ты ходишь? Чем нюхаешь? Чем держишь игрушку? Чем кусаешь печенье? и т.д.
  3. Рисунок в натуральную величину. Малыш ложится спиной на заранее подготовленный холст (склеенные остатки обоев), вы его обводите. Потом вместе разрисовываете и обсуждаете, где тут должна быть коленка, где носик. Если для малыша не очевидно расположение некоторых частей тела – делаем примерку.

Зеркало

Вместе с ребенком рассматриваем его в зеркало. Просим показать в зеркале:

  1. себя и одежду на себе: где у Тани волосы, где штанишки, где карман с картинкой, где заколочка;
  2. движения: покажи как ты прыгаешь, кружишься, приседаешь;
  3. игрушки, предметы: мишку, зайца, ручку, книжку.
  4. эмоции: как Оля смеется, плачет, грустит, злится.

Гости

Скажите малышу, что сейчас к вам придет в гости какая-то игрушка (лучше если это будет игрушка-перчатка на руку). Гость приходит, здоровается. Помогите малышу поздороваться в ответ словом или жестом. Предложите ребенку: Давай покажем гостю наш дом. Покажи где у нас кухня? Что у нас есть на кухне? Покажи: стол, стулья, мусорное ведро. Где стоят чашки, тарелки? Где лежат ложки, вилки? И так по всем комнатам.

В следующий раз вы можете усложнить игру и спрашивать по-другому: Покажи гостю, где мы едим? На чем ты спишь? Где купаемся?

Загадки

Разложите перед малышом разные картинки (можно использовать иллюстрации из детских книг) или непосредственно предметы. Скажите, что Вы будете загадывать загадки, а малыш должен показывать или приносить отгадки. Загадки могут быть 2 видов:

  • загадка-действие: этим предметом едят суп, на ней жарят блины, на нем сидят;
  • описательные загадки: он красный, легкий, резиновый (воздушный шарик); холодное, вкусное, сладкое, молочное (мороженое).

Или смешанный вариант.

Прятки

Разложите игрушки по комнате. Приходит Петрушка (любая игрушка на руку) и плачет. Что случилось, Петрушка? — спрашиваете вы. У меня пропали все игрушки, не могу их найти, теперь мне скучно и грустно.

Предложите ребенку помочь отыскать игрушки. Петрушка говорит, какие игрушки у него были, а малыш приносит по одной. Если кроха не может найти игрушку, подскажите ему словами, не используя жестов и подсказок взглядом: посмотри на подоконнике, поищи под стулом.

Робот

Предложите малышу поиграть в робота. Робот управляется вашим голосом – вы отдаете команды, а робот их выполняет. Команды: пой, беги, танцуй, пей, ешь, сиди, принеси то-то. Потом поменяйтесь с ребенком ролями: вы робот, а он вами командует. Ваша задача иногда ошибаться, чтобы малыш мог исправить.

Игры для развития активной речи малышей

Развитие активной речи малыша в раннем возрасте основано на звукоподражании взрослым, договаривании конца строк в песенках и потешках и на освоении окружающего ребенка пространства.

Путешествие

Скажите малышу, что вы с игрушками отправляетесь в путешествие. Сначала будете лететь на самолете (расправив крылья/руки бегаем по комнате приговаривая «у-у-у самолет летит, у-у-у птицы улетайте…» Малыш повторяет «у-у-у».

Самолет приземляется и наше путешествие продолжается на машине (крутим воображаемый руль, машина едет «ж-ж-ж» и сигналит «би-би»). Но тут перед нами океан (волны шумят шу-у-у, шу-у-у). Плывем на теплоходе (произносим звук «ы-ы-ы»).

Теплоход причалил к берегу и последний отрезок пути нам предстоит преодолеть на поезде (вращаем согнутыми в локтях руками вдоль туловища, приговаривая «ту-ту-у, чух-чух-чух»).

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Вот мы и приехали. А здесь нас уже игрушки встречают. Будем им гостинцы раздавать: «На белка, на зайка, на мишка». Или как вариант: Этот подарок зайке? Малыш отвечает да-нет и пробует ответить на вопрос: А кому этот подарок?

Оркестр

Договаривание строк в потешках, песенках

При постоянном использовании малыш запоминает строки потешек и проговаривает их про себя, когда вы говорите вслух. Наша задача сделать небольшую паузу в месте наиболее вероятного договаривания (обычно конец строчки). Лучше запоминаются стихи с двигательным сопровождением: ладушки, сорока-белобока, мишка косолапый и т.д. Для этого показываем ребенку движения и многократно повторяем. Потом в процессе игры делаем паузу в месте договаривания. Также, хороши песенки с повторяющимися строчками:

Дождик песенку поет:
Кап, кап, кап, кап (ребенок договаривает звукоподражание «кап, кап, кап,кап»)
Только кто ее поймет —
Кап, кап, кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Кап-кап-кап-кап,
Да зато поймут цветы,
Кап-кап-кап-кап
И весенняя листва,
Кап-кап-кап-кап
И зеленая трава…
Кап-кап-кап-кап (по Б. Заходеру)

Рифмованные загадки

Загадки должны быть простыми, т.е. малышу должно быть очевиден ответ, а рифмованный текст будет подстегивать произнести отгадку. Примеры загадок:

Вместо носа-пятачок,

Кто же это? (поросенок)

В лесу живет,

Малину жует.

Веселый топтыжка

Кто же это? (мишка)

Громко лает,

Дом охраняет,

Большая забияка

Кто это? (собака)

Позови

Посадите перед собой несколько игрушек и скажите малышу, что они пришли к вам в гости. Берите игрушки по одной и спрашивайте: Кто это к нам пришел? Лошадка. Давай поздороваемся с лошадкой (побуждаете ребенка сказать: Привет!). Потом одна из игрушек уходит. Вы спрашиваете: Ой, а кто из наших гостей ушел? (малыш должен назвать это животное). Давай его обратно позовем: Лошадка, иди, иди к нам! Повторяем с другими игрушками и в конце прощаемся: Пока!

Игра «Большой-маленький» для малышей в этом видео:

Малыш в момент доречевого развития активно пользуется жестами и мимикой для получения желаемого и общения с окружающими. Важно не дать малышу застрять на этом этапе. Если кроха уже освоил «дай», не спешите давать игрушку по указательному жесту. Говорите: Попроси мишку, скажи «дай», и если малыш выполнит вашу просьбу — эмоционально похвалите его.

Не предъявляйте высоких требований к речи малыша в момент ее освоения. Ребенок может использовать звукоподражания, пропускать звуки и слоги в словах, озвучивать предметы по своему – все это варианты нормы. Главное, чтобы речь малыша с течением времени усложнялась и становилась более чистой и богатой.

Для этого удобно вести дневничок достижений малыша, куда Вы будете записывать (по развитию речи) освоенные звуки, новые слова и что они означают, произношение этих слов. Так вам легче будет отслеживать изменения словарного запаса и прогресс в звукопроизношении.

Речевая игра «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Цель: Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например: петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.

Речевая игра «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»

Цель: Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры: Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.

Свежая газета – новая, только что купленная.

Свежая краска – невысохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»

Цель игры : Активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход игры: Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

Речевая игра «ИЩИ»

Цель: Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Ход игры: Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.

Речевая игра «ПРИДУМАЙ САМ»

Цель: Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.

Ход игры: Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

Речевая игра «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.

Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.

На берёзе поспели яблоки».

Дети находят противоречия в предложениях.

Речевая игра «ИГРА В ЗАГАДКИ»

Цель:

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Речевая игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: Учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры: Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч. И т.д.

Речевая игра «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА»

Цел: . Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры : Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

Речевая игра «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!»

Цель : Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» - и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» - и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.

Речевая игра « КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.

Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».

Цель: Расширять словарный запас детей.

Ход игры : Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).

Речевая игра «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».

Цель : Расширять словарный запас детей.

Ход игры : Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.

Кисель из клюквы - …(клюквенный кисель).

Суп из овощей - …(овощной суп).

Пюре из картофеля - …(картофельное пюре). И т.д.

Речевая игра «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»

Цель: Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.

Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.

Речевая игра «НАОБОРОТ».

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением

(далёкий – близкий, высокий – низкий).

Речевая игра «ДОБАВЬ СЛОГ»

Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку).

Речевая игра «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».

Цель: Учить подбирать синонимы.

Ход игры: Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (напрмер, стужа – мороз).

Речевая игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в...(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка

Эта девочка…(снегурка).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

(И.Лопухина)

Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?

Речевая игра «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».

Цель: Развивать фразовую речь.

Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать полным предложением.

Речевая игра «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель: Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.

Речевая игра «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».

Цель: Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Ход игры: Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.

Речевая игра «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель: Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры : Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» - и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова.

Речевая игра «ГДЕ Я БЫЛ?»

Цель: Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.

Ход игры: Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море).

А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.

Речевая игра «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».

Цель: Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.

Ход игры: Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).

Речевая игра «ЧТО НЕВЕРНО?»

Цель: Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.

Ход игры : Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.

Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег,

Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел?

Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак,

Что растут на вербе груши, что киты живут на суше,

Что с зари и до зари сосны валят косари?

Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,

А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?

Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.

Речевая игра «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»

Цель: Учить делить слова на слоги.

Ход игры : Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.

Речевая игра «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»

Цель: Закреплять и уточнять значение многозначных слов.

Ход игры: Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:

Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек).

Играет … (музыка, девочка).

Горький … (перец, лекарство).

Речевая игра «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель: Развивать фонематический звук, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.

Речевая игра «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».

Цель: Закреплять употребление в речи обобщающих слов.

Ход игры : Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».


© 2024 europastarwatch.ru -- Личностный рост. Любовь. Отношения. Семья. Спорт