features



ESCAPEMENTS - Urban Jürgensen – инновации на службе традиций

English Español
Сентябрь 2013


Марка Urban Jürgensen оснастила наручные часы хронометровым спуском.

Своим появлением на свет хронометровый спуск во многом обязан английскому парламенту, который 8 июля 1714 года принял так называемый “Акт о долготе”, обещавший награду в 20 тыс. фунтов стерлингов тому, кто предложит надежный метод определения географической долготы с точностью до половины градуса. Четыре года спустя аналогичный конкурс объявила и Французская академия наук. Поэтому неудивительно, что ключевые фигуры, приложившие руку к созданию хронометрового спуска и морских хронометров, — сплошь английские и французские мастера, в числе которых Джон Харрисон, Джордж Грэхем, Томас Мадж, Джон Арнольд, Томас Эрншо, Пьер Леруа и Фердинанд Берту.

Изобретателем хронометрового спуска считается Леруа, еще в середине XVIII века предложивший его первый вариант, хотя в “хронометрическую” гонку включились все вышеупомянутые мастера, жаждавшие создать точный морской хронометр, чтобы получить вожделенный приз. Новый спуск должен был также обеспечить свободное колебание колеса баланса, исключив трение со стороны колесной системы. Передача силового импульса со спускового колеса происходит при взаимодействии зуба колеса и баланса.

_Причем, в отличие от анкерного, хронометровый спуск сообщает балансу не два, а один импульс за период колебания. При таком очевидном преимуществе хронометровый спуск обладал одним серьезным недостатком, а именно гораздо большей чувствительностью к ударам и сотрясениям. И если для морских хронометров, которые закреплялись внутри устойчивых деревянных футляров, это не составляло проблемы, использовать его в карманных или наручных часах не представлялось возможным.

Фирменный хронометровый спуск на оси Urban Jürgensen
Фирменный хронометровый спуск на оси Urban Jürgensen

Конструкция системы фиксации
Конструкция системы фиксации

Когда Хельмут Кротт, владелец Urban Jürgensen, решил, что его марке пора обзавестись собственным спуском, его выбор пал на хронометровую спусковую систему, и вот почему. “Как известно, хронометровый спуск обладает наибольшей точностью, но при этом повышенной чувствительностью к ударам. Он также является вехой в истории создания высокоточных часов, связующим звеном между прошлым и настоящим. Но нам хотелось не просто воссоздать старую конструкцию, а предложить ее модифицированный, улучшенный вариант”.

Ввиду чрезвычайной восприимчивости хронометрового спуска к толчкам и ударам мастера Urban Jürgensen предложили изящное решение в виде фиксатора особой конструкции с противовесом палете, расположенной на противоположном конце вала.

“Задумка состояла в том, чтобы при расцеплении палетную вилку можно было вернуть на место, — рассказывает Хельмут Кротт. — Мы добавили небольшую апертуру в 15-20° в предохранительном ролике, куда входит фиксатор. В этом, в двух словах, и состоит наш патент, но система, конечно, гораздо сложнее. Эффективность ее работы во много зависит от легкости материалов и метода изготовления. К примеру, в фиксаторе используется камень всего 0,08 мм в толщину, изготовление которого требует дополнительных усилий”.

MONTRE EMAIL OBSERVATOIRE
MONTRE EMAIL OBSERVATOIRE
Модель 11C/R/E/O, представленная в этом году на BaselWorld, получила изготовленный и окрашенный вручную циферблат. Каждый из 20 экземпляров ограниченной серии оснащен фирменным мануфактурным механизмом Р8 с хронометровым спуском на оси.

Однако хронометровый спуск на оси, предложенный Urban Jürgensen — это лишь один из целого ряда элементов, разработанных маркой с чистого листа. Среди прочих ее технических достижений – колесо баланса с переменным моментом инерции, составляющим 24 г/см3 (что вдвое больше обычного показателя в 12 г/см3), а также оптимизированная форма зубьев шестерней. “Мы хотели создать прочный и функциональный механизм, проверенный на практике и вырабатывающий достаточно энергии. Он бы развязал нам руки в вопросах регуляции”, — объясняет Кротт.

В своих далеко идущих планах Хельмут Кротт не забывает и о таком важном моменте, как сервисное обслуживание и ремонт. “Наша цель — создать механизм, который было бы под силу собрать и отремонтировать любому опытному мастеру, — говорит он. — Чтобы через 50 или 100 лет квалифицированный часовщик смог бы с ним работать”.

_Кому-то такие сроки могут показаться нереалистичными, однако они демонстрируют уважение марки к традициям и стремление увековечить классический спуск. В настоящее время марка выпускает всего 50 часов с хронометровым спуском в год. Однако в ее ближайших планах начать постепенный процесс расширения производства, не забывая при этом об эксклюзивной природе самого спуска. Сейчас в ассортименте марки кроме моделей с хронометровым спуском на оси присутствуют и часы, оснащенные собственным мануфактурным анкерным спуском, к которым, как уверил нас г-н Кротт, в будущем может добавиться и турбийон с фирменным хрометровым спуском.

Escapements

Вступление

TAG Heuer – волны и магнитное поле на службе регулятора

Girard-Perregaux – в поисках источника постоянной силы

Omega – по стопам Джорджа Дэниэлса

Audemars Piguet – лучшее из двух миров

Источник: журнал Europa Star сентябрь-октябрь 2013